Как вложить деньги в искусство
Привет, я маркетолог с дипломом искусствоведа. У меня есть 100 тысяч рублей, которые хочу вложить в искусство. Об этом мой сказ.
Как работают инвестиции в искусство
Суть инвестиций во что угодно — дешево купить и выгодно продать, заработать на разнице. Например, сегодня покупаешь картину художника за 10 тысяч рублей, ждешь десять лет, перепродаешь за 110 тысяч. Если всё сложилось, то доходность — 100% годовых.
Покупают искусство лично у художников, в галереях или на аукционах. Продают так же: лично, в галереях или на аукционах. В мире всегда есть люди, у которых есть ненужная картина; и всегда есть те, кому эта картина нужна. Если вы удачливы, чувствуете рынок и любите искусство, на этом можно зарабатывать.
Инвестиции в искусство высокорисковые: то, что вы сегодня купили за 10 тысяч, через десять лет может стоить как 100, так и 500, так и 5 тысяч. Купленная сегодня работа может оказаться подделкой. В отличие от банковских вкладов или облигаций, в искусстве нет никаких гарантий.
Есть три причины вкладываться в искусство
- Если вы покупаете работы ныне живых художников, вы помогаете им жить. История вас не запомнит, скорее всего, но зато вы сделаете доброе дело.
- Произведения искусства со временем могут расти в цене, причем на порядки.
- Если вы купили картину, которая вам нравится, но не смогли потом ее продать, то у вас, по крайней мере, останется картина, которая вам нравится. В отличие от акций разорившейся компании.
Откуда такие цены
При определении цены произведения оценивают не затраты на его создание. Картину не покупают по цене потраченной на нее краски и холста. Цена картины — это цена актива, который эта картина представляет. Актив — это имя художника, эпоха, уникальность или знаменитый владелец.
Цена актива зависит от того, насколько художник популярен, востребован, раскручен и признан. Вот как это работает:
Иванини попал в каталог «Актуальные вопросы современного искусства», а критик Боровини написал о художнике эссе
Прошло 100 лет, об Иванини все забыли, а искусствоведы говорят, что это «сильный художник третьего ряда»
Если вы купили плакат или фотографию, принцип не меняется: если эпохой интересуются, проводят выставки и активно продают аналоги, то и ваш актив растет в цене. Если интерес спадает или проходит мода — цена падает.
Инвестиции в искусство — долгосрочные. Ждать серьезного изменения цены на современное искусство придется минимум 5 лет. Старое искусство меняется в цене еще медленней, причем не всегда растет.
Чтобы разобраться, во что сейчас выгодно вкладывать, я опросила знакомых, которые профессионально оценивают и продают искусство. Вот что они порекомендовали купить на 100 000 рублей.
Рынок искусства малопредсказуем: мы не можем рассчитать точную стоимость произведения.
Самые яркие произведения возникают на стыке эпох, перед революциями. Сейчас всё спокойно и такого «огня в глазах» нет.
Признак искусства, которое оставит след в истории, — это стремление художника найти новый путь к искусству будущего. Я бы выделил Илью Долгова и Дмитрия Каваргу.
Серия «Гербарий» продаётся в московский галерее XL, цена за 1 лист — 1100 €
Дмитрий Каварга работает в популярном жанре сайнс-арт: часто его объекты шевелятся, изображая живых существ, но эта стоит спокойно
Вложение в молодых — не только инвестиция, но и возможность остаться в истории как «коллекционер, который угадал». Молодые художники растут быстрее всего: посмотрите работы Анастасии Дрожкиной — она продает вещи и занимается внедрением современного искусства в классический музей.
Работы Анастасии Дрожкиной сейчас продаются только напрямую. «17. Страсть, которая нас объединяет». Из серии Vertebra. 180×150 см, печать на ткани. «13. Радуется после бури», из серии Vertebra. 77×68 см, печать на ткани
Набирает популярность Ольга Кройтор. Правда, она работает с идеями, а не с предметами, но можно купить ее видеоарт и фотофиксацию перфомансов.
В 2013 году похожая работа Ольги Кройтор была продана за 2500 €. Ольга сотрудничает с Artwin Gallery: в галерее сообщили, что ее работы за последние 3 года сильно выросли. В галерее сейчас нет ее работ по цене до 100 тысяч рублей
Не думаю, что кто-то из современных российских авторов будет стоить сотни тысяч евро.
Если по какой-то причине вы не хотите вкладываться в современное искусство, то есть еще два пути.
Первый — киноплакаты сороковых, пятидесятых и даже тридцатых годов. За 30—40 тысяч рублей вы купите плакат 1930 годов, а они сейчас растут в цене.
Второе — книги. Сейчас они резко упали в цене — самое время приобретать раритеты. Недавно были интересные предложения первых изданий Ахматовой, Мандельштама. Такие книги будут дорожать.
Киноафиши можно поискать в букинистических и антикварных магазинах
или на специализированных аукционах
Киноафиши можно поискать в букинистических и антикварных магазинах
или на специализированных аукционах
Первые издания ищите в букинистических магазинах или в «Доме антикварной книги» на Никитском
Первые издания ищите в букинистических магазинах или в «Доме антикварной книги» на Никитском
Лучше вложить эти деньги в акции «Теслы», «Фейсбука» или любой другой ИТ -компании.
В любой антиквариат — мебель, европейский фарфор — вкладываться точно не стоит: сейчас очень сильно упали цены и продать что угодно готов кто угодно.
Другое дело, если вы точно знаете, кому вы этот антиквариат продадите — фонду, музею. То есть вы должны владеть информацией о том, что сейчас нужно рынку. Нужно понимать, что если вы покупаете антикварный буфет, то это шопинг, а не инвестиция.
В кризис на антикварном рынке первой дешевеет мебель
Даже на знаменитых художников цены упали. Русских сезонов, когда нувориши скупали подчистую «Сотбис», больше нет, отделы русского искусства упразднили, а «русских» стали продавать в одном потоке с восточноевропейским искусством. За рубежом русское искусство никому не нужно.
Хотя, конечно, шедевры остаются шедеврами. Другой вопрос, что шедевр сам по себе не может стоить 100 000 рублей по нынешнему курсу. Никак не выйдет купить Кандинского за сотку.
Сто тысяч можно попробовать вложить в тиражное, но хорошее искусство. Лучше вложиться в металлическую тиражную скульптуру Елены Янсон-Манизер и Матвея Манизера, чем в дешевую живопись. Чугунная или алюминиевая скульптура стоит недорого, но по эстетическим характеристикам интереснее скульптуры из шпиатра и бронзы.
Неплохой вариант — молодые художники или фотография. Но это, на мой взгляд, история больше про эстетику, чем про деньги.
Чтобы удачно выбрать тиражное искусство, придется разобраться в эпохе
Чтобы удачно выбрать тиражное искусство, придется разобраться в эпохе
Запомните
- Ввязывайтесь в эту авантюру, только если действительно любите искусство.
- Искусство дорожает долго. Покупайте то, на что вам будет приятно смотреть.
- Вкладывайте свободные деньги. В искусстве нет гарантий роста цены.
- Разберитесь в трендах и читайте новости, чтобы выбирать перспективных из молодых художников и хорошее из старого искусства.
Консультанты: Ульяна Доброва, НИНЭ им. П. М. Третьякова, Ксения Подойницына, Галерея 21
Как инвестировать в искусство: подробности
Нестабильность фондовых рынков стимулирует инвесторов анализировать альтернативные варианты вложения средств. Согласно сведениям Knight Frank, прибыль от приобретения произведений искусств составила 226% за последние 10 лет. Индексы ARTIMX Painting и ARTIMX Graphics свидетельствуют о 350% доходности, полученной инвесторами в предметы живописи и графики за период 2008— 2014 гг. Почему инвестиции в произведения искусства выгодны и какие есть минусы?
Художник: Юрий Аратовский
Как работают
Осуществление вложений в искусство, иначе говоря, в предмет искусства, происходит, когда инвестор покупает художественные произведения с целью в будущем их перепродать с выгодой. Расчёт прибыли очевиден (разница цены между продажной и покупной) и логичен, ведь при правильном выборе художественное произведение со временем только прибавляет в стоимости, чем и пользуется искушенный инвестор. Произведения искусства составляют весьма немалый пласт предметов: картины, скульптуры, редкие изделия, антиквариат — всё, для чего применимо понятие «художественная ценность». Скупка таких произведений «с молотка» влечет дополнительные затраты:
- Анализ подлинности изделия. Стоимость услуг специалиста-эксперта зависит от сложности, количества затраченного времени, необходимых документов. Средний ценник составляет $35 за 1 час.
- Транспортировка к месту назначения. Шедевры искусства требуют предварительной подготовки и упаковки. Расчет услуги производится индивидуально, в зависимости от количества предметов, материала используемой тары, количества специалистов, сложности работы. Непосредственно сама перевозка стоит примерно 8 000 рублей за пределы ТТК. Если операция занимает много времени, подключается дополнительная тарификация. Кроме того, необходимо оплатить погрузочно-разгрузочные работы, такелажные услуги, монтаж предметов, оформление документов на вывоз.
- Оформление страховки. Требуется дополнительная оценка предмета. Анализ коллекции стоимостью 1 млн потребует затрат $10-15 тыс. При этом сам страховой полис составит менее 1% от страховой суммы.
- Хранение. Возможно, установка сигнализации или охраны. Расчеты проводятся индивидуально, в зависимости от наличия видеонаблюдения, физической охраны, пожарной сигнализации и пр.
Минимальный срок такого вида вложений составляет 5 лет. При этом нет гарантии, что стоимость приобретения с годами вырастет. К примеру, рынок шедевров изобразительного искусства сильно подвержен веяниям моды. Доказательством является былая популярность русских классиков — Шишкина, Айвазовского. Позднее их место заняли работы импрессионистов — Сезанна, Моне и Ренуара. При этом не исключается вероятность роста популярности малоизвестного художника, что принесет прибыль инвестору или его потомкам.
3 способа инвестировать
По мнению Елены Гуляко, аналитика, партнера Государственного Русского музея, инвестиции в искусство работают и довольно успешно, если не идти на поводу собственного (не всегда сформированного) вкуса, при наличии систематического изучения вопросов «кто», «где», «когда» и «за сколько». Имеются в виду музеи, арт — ярмарки, биеннале, аукционы и премии, в которых участвовал художник. Необходимо ориентироваться на коллекции государственных музеев современного искусства Эрмитажа, Русского музея или избранных частных музеев Людвига и Гуггенхайма.
Другой способ вложения финансов в искусство — приобретение акций организаций, занимающихся деятельностью, связанной с арт-рынком. В число таких компаний входят медиаимперии, аукционные дома, производители оборудования для съемок фильмов, а также кинокорпорации. Многие знаменитые актрисы и модели имеют свой собственный фондовый индикатор.
Третий метод инвестирования заключается в приобретении ПИФов. Примером является «Атланта Арт». Сумма активов закрытого фонда составляет более 130 млн рублей. Для входа в ПИФ придется выложить $33,3 тыс. Другой отечественный фонд — «Собрание ФотоЭффект». Его собственностью являются работы известных фотографов. Минимальный размер инвестиций составляет 500 тыс. рублей.
Эксперты аналитического департамента международной инвестиционной компании CTTIF утверждают, что в кризисные периоды в экономике стандартный набор инвестиционных решений не обеспечивает инвесторам должную степень надёжности (сохранность вложенных средств, возвратность), а уж тем более, привычную доходность за вычетом инфляции. Тогда приходит время альтернативных инвестиций, одна из которых — вложение в предметы искусства. Произведения, имеющие художественную ценность, отодвигают на второй план классические инструменты, сохраняя возможность получить прирост в 30-80% в годовом измерении, а порой и в несколько раз выше. Например, S&P 500 в 2011 году ушел в плюс с показателем 2,7%, тогда как результат индекса Mei Moses All Art Index составил 7,8%. Кроме прибыли, инвестор получает эстетическое наслаждение от владения шедевром искусства.
Порядок действий
Перед вложением средств необходимо оценить инвестиционную ценность предмета. Она определяется следующими характеристиками — оценками: состояние произведения (сохранность), историческая ценность (тем выше цена и, как следствие, стоимость работы), культурная ценность (аналогично с исторической), художественная ценность (оценка профессионалами), аналоги на рынке (обратная взаимосвязь с уникальностью работы). Вторичными факторами являются оценки качества и новаторского стиля работы, участие её в ряде выставок (чем значимее, тем лучше), по возможности — интересная автобиография автора (резюме, портфолио).
Имеет значение биография автора, его известность, а также частота участия в выставках с оценочными заключениями экспертов. Желание инвестировать должно подкрепляться одобрением профессионального галериста с хорошей репутацией. Кроме того, покупатели ценностей должны ориентироваться на статистику индексов крупнейших участников рынка: ArtPrice Global Index, ARTIMX, Mei Moses All Art Index.
Стоимость актива растет пропорционально спросу на него. Ценовые показатели предметов искусства меняются на протяжении более 5-10 лет.
По мнению Максима Аронова, управляющего партнера ГК «Рост.Фонд», ключевая особенность этого способа инвестирования — крайне непрозрачная система оценки актива. В арт-среде на эту тему ходит анекдот: коллекционер спрашивает у арт-дилера: «Сколько стоит картина известного художника Х.?» — на что арт-дилер интересуется: «А мы её покупаем или продаём?» Даже сейчас мы наблюдаем очередной виток крупного спора: российский предприниматель и коллекционер Дмитрий Рыболовлев выставил претензии к аукционному дому «Сотбис» по приобретению топовых активов на сумму $2 млрд, поскольку аукционный дом, согласно его исковому заявлению, способствовал существенному завышению цен на купленные им произведения.
Эксперты аналитического департамента международной инвестиционной компании CTTIF отмечают, что альтернативные инвестиции остаются высокорисковым видом размещения средств, а потому для них справедлива обычная рекомендация в 5-10% капитала, а в идеале — «разбить» портфель по типам предметов искусства («не класть яйца в одну корзину»). Интересна одна зависимость: чем выше цена произведения, тем легче находится покупатель — прямая корреляция стоимости с художественной ценностью. Чем меньше располагаемая для вложения сумма, тем больше необходимо разбираться в известности авторов шедевров, в трендах и ключевых потенциальных покупателях.
Вложение средств в искусство на территории России находится на начальном этапе сравнительно с развитыми странами. Об этом свидетельствует отсутствие законодательной базы направления. Кроме того, отечественные инвесторы охотнее финансируют привычные проекты, несмотря на меньшую доходность. Стоимость шедевра искусства существенно выше, чем покупка ценных бумаг. Цена напрямую влияет на ее спрос. Дорогие предметы искусства имеют высокую художественную ценность, их многие хотят приобрести. Например, стоимость картины Пикассо на аукционе составила рекордные $179,4 млн («Алжирские женщины»). Вкладывать такую сумму в один вид ценных бумаг нецелесообразно — возрастает риск потери всей суммы. А ждать наступления прибыли придется не один год.
Опасайтесь подделок!
С индустрией инвестирования в искусство идёт рука об руку индустрия подделок и значительное количество судебных тяжб. Всё вместе делает арт-рынок крайне непрозрачной средой. И даже несмотря на то, что в области оценки предметов искусства существует целый ряд уважаемых национальных и международных ассоциаций сертифицированных экспертов-оценщиков, проблема всё равно остаётся на повестке дня. Вспомним уголовное дело, заведенное против Елены Баснер, эксперта Государственного Русского музея. Даже профессионалы высокого уровня могут ошибаться. Слабой стороной вложения финансов на покупку шедевров является низкая ликвидность таких предметов. Высокая цена существенно сужает круг покупателей. Без должной профессиональной подготовки или поддержки профессионала легко можно приобрести подделку за большие деньги. Это подтверждает и Максим Аронов, говоря, что когда вкладываешься в недвижимость, ты не можешь проиграть — ты покупаешь актив с определенными ясными характеристиками. А когда покупаешь произведение за подписью эксперта, который утверждает, что это подлинник, а потом против этого эксперта возбуждается уголовное дело не по твоему произведению, в этот момент тебе становится немного не по себе от мысли о том, чем же на самом деле владеешь ты. Елена Гуляко советует следовать рекомендациям ангажированных экспертов. Приобретать, обратившись к экспертам из государственных музеев, старше 55 лет, имеющих опыт «насмотренности», с устоявшейся репутацией и входящих в международные музейные сообщества.
Где приобрести/вложиться
Лучшим способом приобретения является покупка на крупных известных аукционах. Например, Sotheby’s или Christie’s. Площадки предназначены для очень состоятельных покупателей. Инвесторы с меньшим финансовым портфелем осуществляют сделки на интернет-аукционах, в галереях, на показах шедевров и выставках. Лучшим вариантом считается приобретение непосредственно у автора: сокращается размер затрат на продажу с аукциона. Прибыль от вложения будет больше только в случае подлинности предмета, а также при наличии его художественной, исторической и культурной ценности. Для определения этих составляющих требуется либо свой большой опыт, либо поддержка профессионала.
Для тех, кого не привлекает инвестирование средств в современное искусство, доступно вложение в киноплакаты 1930- 50 гг. Стоимость одного составляет порядка 30-40 тыс. рублей. Цена постоянно растет. Другой способ инвестирования — покупка раритетных изданий книг. В настоящее время спрос на них упал — время вложения средств, поскольку в дальнейшем они подорожают. Направление инвествложений в предметы искусства непрерывно растет. Ожидается открытие европейской арт-биржи SplitArt в Люксембурге. Кроме того, на территории Китая планируется появление 30 площадок продажи произведений искусства.
При этом существует ряд препятствий для развития арт-инвестиций: ликвидность, риски, а также объективность экспертизы и оценки шедевров. По этой причине многие аналитики предлагают инвесторам осуществить арт-вложения как один из видов хобби или развлечения. По мнению Максима Аронова, если говорить об инвестициях в целом, всегда нужно делить портфель — что-то в акции, что-то в недвижимость, что-то в золото и какую-то часть — в произведения искусства. Например, не более 15 % инвестиционного портфеля.
Инвестиции в предметы искусства
В современном мире каждый инвестор имеет широкий набор финансовых инструментов, в которые он может вложить собственный капитал. Среди них есть более и менее популярные на инвестиционном рынке активы. В то же самое время существуют и достаточно узкие направления для инвестирования, не знакомые широкому кругу инвесторов. Ярким примером этого могут служить инвестиции в искусство.
Предметы искусства – довольно широкое понятие, которое включает в себя множество объектов материального мира. Чаще всего в качестве инвестиционного актива рассматриваются картины. Однако помимо них, речь может идти про скульптуры, предметы антиквариата, ретроавтомобили и так далее.
Насколько обоснованы такие инвестиции
Существует достаточно большое количество потенциальных инвесторов, которые не рассматривают произведения искусства в качестве объектов для реального инвестирования денежных средств. Они воспринимают покупку картин и предметов антиквариата в качестве модной забавы и даже не пытаются проанализировать доходность и рискованность подобных капиталовложений.
Однако в действительности мы говорим про весьма интересное направление для вложения денег. Эта отрасль имеет собственные особенности. Естественно, в ней имеются не только плюсы, но и минусы.
Главным преимуществом инвестиций в искусство следует считать невероятную надежность. В частности, картины великих мастеров являются теми предметами, которые можно считать непреходящими ценностями. Естественно, что с течением времени они постоянно растут в цене.
Действительно, рынок произведений искусства отличается повышенной устойчивостью. На нем не отражаются какие бы то ни было политические и экономические потрясения. Даже если в одной или нескольких странах начнется серьезный кризис, то инвестор от искусства всегда сможет продать свои картины коллекционерам из другого государства.
Считается, что инвестиции в предметы искусства практически лишены рисков. Основные из них связаны с возможностью утраты картин в результате хищения или несчастного случая. Однако если хранить такие произведения в ячейке надежного банка, то потенциальные опасности сводятся практически к нулю.
Однако инвесторам не стоит забывать и о существующих недостатках инвестирования в искусство.
Во-первых, такие инвестиции требуют наличия серьезного капитала. Предметы искусства, созданные даже современными художниками и творцами, стоят больших денег. Что уж говорить про работы великих мастеров прошлого. В настоящее время картины Матисса, Монэ, Пикассо, Ван Гога, Айвазовского, Дали и других общепризнанных авторитетов стоят десятки миллионов долларов.
Во-вторых, инвестиции в искусство всегда подразумевают работу на долгосрочную перспективу. Картины уверенно растут в своей инвестиционной стоимости. Однако делают они это достаточно медленно. Инвестирование в прекрасное имеет смысл если инвестор мыслит категориями десятилетий.
В-третьих, подобные инвестиции требуют специального образования и специфического опыта. Только опытный инвестор от искусства может предположить, картины какого современного художника в будущем будут стоить миллионы. Ведь существует большое количество творцов, произведения которых так и не получают всемирного признания.
Варианты для инвестирования
После того как инвестор принял решение о том, что он хочет развиваться в подобной сфере, ему необходимо определиться с инвестиционной стратегий, которой он будет придерживаться.
- Обычные инвестиции. В данном случае речь идет о приобретении предметов искусства с целью последующего получения прибыли путем их спекулятивной перепродажи. Проще говоря, инвестор стремится приобрести полотно подешевле и через какое-то время реализовать его подороже.
- Стратегия коллекционирования. В данном случае инвестор не ставит перед собой задачу непременно заработать на приобретении картин. Он собирает коллекцию. Зачастую таким инвестированием занимаются очень богатые люди, увлекающиеся искусством. В то же самое время если подвернется вариант с серьезной прибылью реализовать то или иное полотно, то они часто им пользуются.
- Инвестор, которые хочет инвестировать в предметы искусства, но самостоятельно не разбирается в них, может вкладывать сбережения в особые компании, специализирующиеся на такой деятельности. В западной практике зачастую несколько инвесторов могут организовать фонд, который будет аккумулировать в себе инвестиции от всех его участников, которые будут тратиться на покупку картин. На такие фонды часто работают самые авторитетные мировые искусствоведы.
Где купить
Но где именно продаются полотна известных художников и другие предметы искусства? Ответ на этот вопрос очевиден для любого человека, который близок к данной сфере деятельности. Подобной деятельность занимаются известные мировые аукционы или аукционные дома. Давайте перечислим наиболее крупные из них.
Sotheby’s. Данный аукцион считается одним из двух крупнейших в мире. Через его стены прошли работы всех выдающихся творцов в истории человеческой цивилизации. По оценкам некоторых источников его доля на мировом рынке антиквариата равняется 40–45%.
Christie’s. Этот второй крупнейший аукционный дом мира. О его соперничестве с Sotheby’s давно ходят настоящие легенды. Во многом они похожи. Но чем больше их сходство, тем яростнее разгорается их соперничество на рынке искусства.
Конечно, мы назвали вам лишь двух крупнейших игроков на этом рынке. Существует огромное количество других аукционных домов, имеющих региональный статус, или вовсе действующих на территории отдельно взятой страны.
Принцип деятельности аукциона крайне прост и понятен. На торги выставляется лот – конкретное произведение искусства. На него организатор аукциона объявляет начальную цену. После этого участники торгов начинают поднимать финансовую планку. В результате побеждает тот, кто готов заплатить за предмет искусства наибольшую цену.
Какова доходность
Сколько денег могут принести инвестиции в искусство? Однозначно ответить на этот вопрос не представляется возможным. Все дело в том, что данная сфера имеет очень много переменных, которые следует учитывать.
Скорее имеет смысл обратить внимание на взаимосвязь долгосрочности инвестиций и итоговой прибыльности актива. Чем дольше картина находится у инвестора, тем выше поднимается ее стоимость.
В то же самое время существует большое количество инвесторов, специализирующихся исключительно на рассматриваемом рынке. Вложения денег в предметы искусства приносит им более чем существенный доход.
В заключение необходимо сказать, что инвестирование в картины и предметы антиквариата может не только обогатить, но также и разорить инвестора. Если вы не являетесь специалистом в живописи или скульптуре, то при вложении капитала в подобные активы следует соблюдать повышенную осторожность.
Источник https://journal.tinkoff.ru/art-price/
Источник https://www.if24.ru/kak-investirovat-v-iskusstvo/
Источник https://investoriq.ru/praktika/investitsii-v-iskusstvo.html