Как оценить успешность бизнес-идеи?

Содержание

4 признака перспективной бизнес-идеи

Идея нового бизнеса, которая давно сидит у вас в голове, может быть действительно стоящей. А может и не быть. Как же понять, чего стоит эта идея, как можно скорее? Оцените потенциал этой идеи, ответив на четыре простых вопроса. Данная схема поможет проверить как идею, реализация которой еще не началась, так и бизнес-модель стартапа, который только начал развиваться.

В Акселератор ФРИИ могут попасть только те проекты, у которых уже есть работающий прототип. Мы не принимаем стартапы на стадии идеи. Но в сферу наших интересов входит развитие предпринимательства как отрасли в целом, поэтому мы стараемся помогать начинающим предпринимателям принимать верные решения. Данная статья является переработанным переводом из зарубежного источника, она может быть полезна как на начальной стадии создания продукта – этапе продумывания идеи, так и на следующей стадии — разработки MVP (minimum viable product, работающего прототипа). Задав себе следующие четыре вопроса можно определить, насколько идея и сам продукт перспективны и стоят того, чтобы ими заниматься.

Многие люди откладывают воплощение своих идей в долгий ящик, так и не удостоверившись, есть ли у них потенциал, или их просто пугает мысль о количестве денег, которое требуется для запуска проекта. Этот процесс не должен быть настолько сложным. В компании QuickMVP сложнейшую часть стартапа – проверку основной гипотезы – упростили до четырех вопросов, которые могут помочь вам предсказать успех вашей бизнес-идеи, определить ее перспективность.

1. Насколько велика проблема, и есть ли она вообще?

Прежде всего, вам следует понять, решает ли ваш продукт чью-то реальную проблему. Если у вас есть четкое видение вашей целевой аудитории, основанное на каком-то предварительном взаимодействии с ней, пообщайтесь с потенциальными клиентами. Назначьте встречу с ними за чашечкой кофе, или поговорите с ними по телефону, задав несколько вопросов. Это поможет понять, как вы можете удовлетворить их потребности. Не стоит заменять личное общение с клиентом онлайн-опросами, цель клиентского интервью – детальные истории, которые покажут вам модели поведения клиентов, их ожидания от вашего сервиса, их образ мышления. В первую очередь, это касается B2b-продуктов с немассовой целевой аудиторией.

Чтобы получать от общения с клиентами хороший результат, нужна практика. Интерпретировать полученные качественные данные можно по-разному, здесь часто играет роль фактор субъективности. Как же избежать неверной интерпретации полученных от клиента сведений? Можно использовать технику оценки проблемного интервью, чтобы измерить его результаты в баллах и принять быстрое решение, основанное на оценке. По итогу интервью нужно задать себе несколько вопросов, в зависимости от ответов на которые начисляется определенное количество баллов. В процессе интервью вы должны понять:

— как интервьюируемый воспринимает проблемы, о которых вы его спрашиваете;

— насколько он считает их болезненными и насущными;

— пытался ли он решить их самостоятельно;

— готов ли он платить за их решение.

Подробнее этот способ оценки проблемного интервью описан здесь, но если упростить: за утвердительный ответ на каждый из вопросов в шаблоне следует начислить 8-10 баллов, за нейтральный – 4-5, за отрицательный – 0.

Если интервью получает от 25 баллов, это значит, что клиентов действительно волнует проблема, которую вы хотите решить, а если меньше, то проблема — это далеко не доказанный факт.

Ментор и инвестиционный менеджер ФРИИ Илья Королев рекомендует следующие две книги, в которых хорошо описаны подходы к подготовке, проведению и оценке интервью: Running Lean (Ash Maurya) и The Mom Test (Rob Fitzpatrick).

2. Сколько клиенты будут готовы заплатить за ваше решение?

Если вы не определились в том, кто ваша целевая аудитория, или у вас есть сразу несколько идей, которые вы хотите по-быстрому протестировать, начните лучше с экспериментов с лендингом, чем с интервьюирования людей, которые только-только зарегистрировались. Особенно это касается B2С-сервисов.

Как проверить, сколько клиенты будут готовы платить за ваше решение? Вот один из способов, который подходит, в первую очередь, для B2C-сервисов. Поставьте на лендинг блок с тарифными планами и используйте, к примеру, Google Adwords, чтобы привести целевых посетителей на вашу страницу. Измерьте количество конвертированных в заявки посетителей и отправьте им догоняющие емейлы с тарифными планами. Чтобы понять, что есть смысл продвигать идею и дальше, нужно получить показатель конверсии в заявки 10-15%. Протестируйте разные тарифы и вычислите примерный доход с клиента еще до того, как начнете выстраивать бизнес.

Совет по этой части от Александра Журбы, трекера ФРИИ, частного инвестора и сооснователя Акселератора ТехDrive: «Если вы работаете с B2C, создайте интернет-страницу и дайте везде, где только можно, рекламу: контекстную, в социальных сетях и т.д. Поставьте системы сбора статистики, изучайте реакцию людей и старайтесь понять, готовы ли они платить» (глава «Как проверить идею» из книги «Стартап-гайд: как начать… и не закрыть свой бизнес»). Идеальное завершение начального этапа проверки идеи, которое действительно что-то доказывает, — это предоплата.

3. Во сколько обходится привлечение одного клиента?

Как только вы вычислили, что люди будут платить вам за решение их проблемы, нужно узнать, во сколько обойдется привлечение аудитории к вашему продукту. Контекстная реклама – хороший способ вычислить стоимость привлечения клиента (CAC, Customer Acquisition Cost) на ранней стадии, как только появляется репрезентативная выборка клиентов и вычислен приблизительный показатель конверсии.

Стоимость привлечения клиента = Сумма, потраченная на рекламу/ Количество целевых действий (или конверсий) на лендинге

Чтобы выстроить жизнеспособный бизнес, стоимость привлечения клиента должна быть значительно меньше, чем его плата за пользование вашим сервисом.

Наглядно эту зависимость отражает следующая схема:

b_5481a01bc90a2.jpg

Как можно выровнять показатели в свою пользу – это тема для отдельной статьи. Если кратко, то:

b_5481a028e369e.jpg

Стоимость привлечения клиента можно вычислить также с помощью Facebook ads, Vkontakte Ads, и любого из PPC (Pay Per Click) каналов.

4. Каков объем рынка? Насколько он достижим?

Теперь, когда вы привлекли какое-то количество клиентов, пора задать вопрос: можете ли Вы привлечь 1000? 10 000? Насколько велика вероятность этого? Лучше проверить это на ранней стадии. Многие стартапы закрылись, потому что они не cмогли привлечь достаточно клиентов. Есть простой способ условно определить объемы рынка (правда он работает только в том случае, если ваш рынок не новый: в случае если клиенты еще не знают о такой технологии, они вряд ли будут искать ее в поисковике). Чтобы получить представление о размере вашего рынка, посмотрите объемы поисковых запросов по релевантным ключевым словам в Google или Yandex. Найдите низкоконкурентные (которые мало используются другими компаниями), но высокочастотные ключевые слова, чтобы охватить большую долю рынка по низкой цене привлечения клиента.

b_5481a054914eb.jpg

Если ваши ключевые слова – высокочастотные, но при этом по ним активно продвигают свои сайты конкуренты, то вы заходите на насыщенный рынок, и в процессе масштабирования будете испытывать трудности.

В следующий раз, когда у вас появится крутая идея, кратко опишите ее и проверьте с помощью этих четырех вопросов. Чем быстрее вы это сделаете и получите ответы на вопросы, тем быстрее узнаете, какая идея стоит того, чтобы реализовать ее.

Статья основана на данном материале. Если вам интересны истории проектов, которым удалось выстроить эффективную бизнес-модель , советуем прочесть материал о проекте EasyTen. Этот стартап прошел Акселератор и получил seed-инвестиции — «Как выбрать модель разработки мобильного приложения и начать зарабатывать». Следите за публикациями в нашем блоге!

Как оценить успешность бизнес-идеи?

У меня есть небольшой бизнес, который стабильно приносит небольшой доход. Я запустил его на энтузиазме и без расчетов. Сейчас начинаю новый проект. Хочу сразу получить больше данных и не принимать эмоциональных решений.

И вот вопрос: возможно ли подсчитать, успешна ли идея, если я знаю население города, конкурентов и их цены? Какие допустимы объемы операционных расходов?

Искал в интернете очень много и долго, но информация размытая.

С уважением,
Карим

Два года назад мы с партнером тоже запустили собственный бизнес. Так же, как и вы, на энтузиазме и без тщательных расчетов. Бизнес в итоге взлетел, но нам просто повезло.

Если у вас сильная идея, она сработает и без расчетов. Но без расчетов заранее не поймешь, будет ли проект прибыльным. А если у вас маленький бюджет, все продумать особенно важно: одно-два упущения — и внезапные издержки на начальном этапе приведут к провалу.

Про издержки: если расходы бизнеса постоянно превышают доходы, надо что-то менять или закрываться. Если не превышают, решайте сами, сколько вы готовы тратить на бизнес и какая прибыль вас устраивает. Если вы получаете в месяц 30 тысяч чистой прибыли и вас это не устраивает, тоже придется что-то менять или открывать другой бизнес.

Вы ничего не пишете о том, где и чем собираетесь заниматься. Поэтому я расскажу о трех самых распространенных способах оценить идею для бизнеса.

Читать статью  Торговые идеи открытия магазина в маленьком городе

Составьте бизнес-план

Бизнес-план — это план, по которому вы будете запускать и развивать проект. Сначала опишите в плане ситуацию на рынке: какие есть конкуренты и спрос на продукт. Запланируйте достичь определенных целей: например, в месяц получать 100 тысяч чистой прибыли и продавать 10 тысяч единиц продукции. Еще напишите, как вы будете достигать этих целей: например, запускать рекламу в социальных сетях. В конце посчитайте, сколько времени и денег вы планируете потратить.

Хороший бизнес-план убедит потенциального инвестора, что бизнес принесет прибыль. Еще он поможет понять, с какими сложностями предстоит столкнуться. Возможно, вы кардинально перестроите проект или вовсе откажетесь от него.

Допустим, Иван решил продавать бахилы для больниц. Он узнал, какие бахилы производят конкуренты, прикинул цену и понял, что сделает лучше и дешевле. Он выпустил партию и уже размечтался, куда потратит первую прибыль. Но тут оказалось, что больницы делают закупки только через тендер. Чтобы в нем участвовать, нужно подтвердить, что бахилы соответствуют госту. Делать это дорого и невыгодно.

Если бы Иван составил бизнес-план , то узнал бы о требованиях больниц заранее и не потерял бы деньги.

Бизнес-план поможет правильно рассчитать время на запуск и свои силы. Поначалу кажется, что многое можно сделать самому. Так было у меня в одном из прошлых проектов.

Мы собирались открывать фотостудию, но помещение нужно было отремонтировать. Я решил, что мы управимся за месяц и отремонтируем студию своими силами. Через несколько дней мы поняли: стены слишком тонкие, и их нужно обшивать гипсокартоном. Это сложно, но мы решили попробовать. Через две недели мы сдались и наняли рабочих.

В итоге: выбились из графика на две недели и потратили на 100 тысяч больше, чем планировали. Если бы мы подготовили бизнес-план , то больше узнали бы о помещении и точнее рассчитали бы, сколько денег и времени уйдет на ремонт.

И зарабатывать больше на своем деле. Подпишитесь на ежемесячную рассылку для предпринимателей и получайте важные статьи и новости о бизнесе

Учтите в бизнес-плане в первую очередь следующие вопросы:

  1. Что вы будете продавать и чем ваш товар отличается от конкурентов.
  2. Как вы будете поэтапно запускать проект. Напишите по шагам, что нужно сделать, чтобы начать бизнес. При этом желательно, чтобы вы или кто-то в команде знали особенности работы в вашей нише. Еще можно поговорить с теми, у кого похожий бизнес, — об этом расскажу ниже.
  3. Сколько придется вложить. Чем подробнее распишете все возможные траты, тем лучше поймете, будет ли бизнес прибыльным.
  4. Приблизительный срок, когда бизнес окупится. Бывает, что на проект приходится тратить очень много денег и даже большая прибыль долго не покрывает все издержки. В итоге бизнес окупается через такой долгий срок, что лучше бы его было и не начинать.
  5. Время, когда вы станете производить максимальное количество товара, и какой к этому моменту будет доход.

Чем точнее данные, тем объективнее оценка. Поэтому перепроверяйте их самостоятельно в реальных условиях.

Допустим, вы хотите открыть кофейню в торговом центре. Вам нужно выбрать место, где ходит больше людей. Вы можете посмотреть проходимость точек на сайте ТЦ, а можете приехать туда, сесть на лавочку и посчитать самостоятельно. Такие данные будут более точными, ведь вы получили их в реальных условиях.

При этом учитывайте сезон, время суток и другие факторы, которые могут повлиять на расчеты. Например, перед Новым годом народу в торговых центрах обычно больше, чем в другое время года.

Найдите похожий бизнес

Когда нет опыта работы в нужной сфере, легко что-то упустить. О нюансах вашей отрасли вы можете узнать у владельцев похожего бизнеса. Попросите их дать платную консультацию или пригласите в ресторан за ваш счет. Если это не ваш прямой конкурент, вам вряд ли откажут.

Это очень простой и полезный подход, но он не гарантирует, что ваш бизнес выстрелит.

Например, Дмитрий из нашей статьи про антикафе встречался с несколькими предпринимателями в Москве. Затем он открыл свой бизнес в маленьком городке. Антикафе продержалось всего 3,5 года. Возможно, если бы Дмитрий открылся в большом городе — например, в Воронеже, — собранные рекомендации пришлись бы кстати.

Если вам сложно искать владельцев бизнеса или разговаривать с ними, то просто поищите истории о похожих проектах. В Т—Ж каждую неделю пишут про успешный и провальный бизнес.

Выпустите пробную партию

Для бизнес-плана нужны точные исходные данные. Чтобы получить их, попробуйте создать минимально жизнеспособный продукт. По сути, это ваш продукт в упрощенном виде. Произведите маленькую партию товара и попробуйте его продать — пусть даже по себестоимости.

Есть еще более интересный вариант: начните продавать несуществующий товар. Создайте страницу в конструкторе сайтов, расскажите на ней о продукте и предложите оформить предзаказ. Запустите рекламу и посмотрите, заинтересуются ли потенциальные потребители.

Получили хороший отклик — выпускайте пробную партию и прорабатывайте идею. Если нет, вы либо не попали в целевую аудиторию, либо товар никому не нужен. Попробуйте что-то изменить.

Вот вы решили продавать элитный чай. Создали сайт, рассказали о товаре, предложили сделать предзаказ. Но никто товаром не заинтересовался. Попробуйте изменить ассортимент: продавайте не дорогой, а дешевый чай или вовсе перейдите на кофе. Или попробуйте запустить рекламу на других площадках: возможно, потенциальные потребители просто не узнали о вашем продукте.

Пробный запуск даст вам конкретные цифры: оборот по первым продажам, затраты на первую партию, спрос и так далее. Об этом вы расскажете в бизнес-плане. Потенциальные инвесторы увидят, что у вас есть практические знания, и скорее захотят вложить деньги в ваш проект.

Если у вас есть вопрос о личных финансах, правах и законах, здоровье или образовании, пишите. На самые интересные вопросы ответят эксперты журнала.

Загрузка

Вряд ли получилось бы в коротком формате дать подробный ответ, но здесь просто недостаточно информации.

Если одному человеку удалось поговорить с бизнесменами, не факт, что удастся другим. У бизнесменов на посторонних людей совсем нет времени, а ресторан они смогут оплатить себе сами и встретиться там с семьёй (если у них есть время на семью). Антикафе — бизнес отчасти молодёжный, поэтому там руководство ещё могло быть готово встречаться с кем-то и делиться опытом, и то поделилось, видимо, только позитивными верхушками, вот и не хватило информации для открытия другого бизнеса.
У меня в близких родственниках четверо успешных бизнесменов. Самому молодому бизнесу — 8 лет, самому старому — больше 20. Цитата одного из них: «если в бизнесе всё хорошо, то его секретами не делятся, никому ничего доказывать не нужно и никого учить тоже». У остальных элементарно нет времени делиться своими секретами: они активно работают, активно отдыхают.

Про бизнес-план только общие фразы. В ТЖ много статей про неудачный бизнес, там тоже герои составляли только приблизительный бизнес-план. А есть, например, требования законодательства к условиям ведения конкретной деятельности: нужны всякие разрешения, особенные помещения, спецобразование для исполнителей и прочее. Чтобы открыть фитнес-клуб, например, нужно очень сильно вложиться в вентиляцию, а потолки-пол-стены требуют гораздо меньших затрат.
Раздел про пробную партию более правильный, но не все бизнесы можно открывать «пробно» и ещё себестоимость изменяется в зависимости от масштабов деятельности. Я когда-то учила про постоянные расходы, которые будут всегда, и про расходы, пропорциональные количеству выпущенной продукции.
Про бизнес-планы можно энциклопедии писать.

Алиса, мне сказали, что про бизнес-план в ТЖ готовится более обширная статья, поэтому тут действительно общие фразы. Но как бы к нему не относиться — это штука полезная. И да, я согласен с Вами, что в разных сферах много нюансов, всего не охватить.

Про пробную партию — разумеется, от объема зависит себестоимость. Но цель тут не получить прибыль, а изучить спрос. Даже если получится минус, этот минус — цена потребительского исследования. И цена получения реальных данных. Я считаю это очень полезным, получение прибыли на этом пробном шаге — не главное.

Самый интересный момент — на счет «поговорить с владельцами похожих бизнесов». Возможно мне везло, но я видел много примеров, когда успешный в бизнесе человек приходит к тому, что нужно отдавать что-то. Назовем это более высоким уровнем осознанности — когда ты не только тянешь под себя и активно отдыхаешь на лаврах. Кто-то занимается благотворительностью, кто-то читает лекции студентам бесплатно или за формальную оплату. А кто-то может помочь советом, если его правильно попросить. Например, когда у меня спустя год после открытия фотостудии попросили поделиться важными моментами люди, собирающиеся открываться в другом городе, я поделился. И я вообще не думал, что выдаю какие-то секреты, так как это другой город и мы не пересекаемся по локации. Разумеется, все зависит от ниши. Если ты можешь оказать конкуренцию — тебе ничего рассказывать не будут. Я об этом пишу в статье. А можно посмотреть на эту часть ответа шире — ведь не обязательно искать именно владельца бизнеса, если тебе нужны знания в какой-то узкой области. Можно найти человека, работающего по найму, который специалист в этой области, и попросить консультацию у него.

Финансовое планирование для чайников: как оценить перспективы проекта

Хотите успешно реализовать онлайн-проект? Тогда вы должны быть предпринимателем, а не стартапером. Начните с оценки финансовых перспектив своей идеи.

Знаете, чем отличается стартапер от предпринимателя? Первый генерирует десятки идей в час, фонтанирует креативностью, имеет черный пояс по elevator pitch и знает, где стоят кофе-машины в коворкингах и бизнес-инкубаторах. Второй умеет реализовывать идеи, организовывать бизнес-процессы и считать деньги. Предприниматель может воплотить в жизнь мало-мальски жизнеспособную идею именно потому, что имеет представление об окупаемости инвестиций и планировании финансовых потоков предприятия. А стартапер не сдвинет с места даже самое гениальное начинание. Он потратит все деньги на участие в конференциях и пойдет работать торговым представителем.

Читать статью  Какие виды бизнеса стали лучшими в 2016 году и принесли своим основателям реальную прибыль

Как разработать текст и дизайн коммерческого предложения, чтобы клиенты у вас купили

Реклама «ВКонтакте»: 100+ примеров для вдохновения

Нативно. Супер! – какой должна быть ненавязчивая реклама в 2022 году

Что должен знать предприниматель о финансовом планировании

На крупных предприятиях работают планово-экономический отдел и бухгалтерия, которые занимаются экономическим и финансовым планированием, доводят маркетологам и сейлзам планы продаж и устанавливают цену на продукцию.

Кстати, вы замечали, что в крупных компаниях бухгалтерия и финансово-экономический отдел часто живут отдельной от бизнеса жизнью? Они диктуют продавцам и продукт-менеджерам условия работы, превращаясь из вспомогательного подразделения в основное. Онлайн-проекты на ранней стадии развития не могут позволить себе такую ситуацию. Они должны фокусироваться на развитии и продажах, а не на бюрократии и условном соблюдении кассовой дисциплины.

Пока онлайн-проект не превратится в новый «ВКонтакте» или просто в прибыльное предприятие, предпринимателю ни к чему обрастать экономистами и бухгалтерами. Ему придется считать ресурсы и оценивать финансовую эффективность самому.

Делать это просто, если вы работаете самостоятельно: покупаете что-то в Китае за 50 рублей, а продаете в Москве за 100. А если вы арендуете офис, платите зарплату сотрудникам, создаете виртуальный продукт, простой арифметикой не обойтись. Вам придется научиться более сложным вещам. Предложенная ниже информация позволит вам определять финансовые перспективы проекта и планировать коммерчески успешную деятельность.

В Google и «Яндексе», соцсетях, рассылках, на видеоплатформах, у блогеров

Финансовое планирование проекта для чайников: с чего начать

Представьте такую ситуацию: молодой талантливый стартапер придумал революционный продукт, способный заткнуть за пояс Facebook, Microsoft и Google сразу. Будущая звезда онлайн-бизнеса отправляется в банк за кредитом, который планирует потратить на аренду офиса, оплату труда помощников и оборудование комнаты отдыха. Ну, как в офисе Google, чтобы к комфорту привыкать.

Благодаря отточенным навыкам презентации в лифте герой заинтересовывает банкиров. Чтобы оценить перспективность бизнеса, они просят бизнес-план. Акулы-ростовщики не читают вступление и описание, а сразу находят три формы: баланс, финансовый результат и прогноз движения денежных средств. Что это за формы и как их составить?

Как рассчитать баланс онлайн-проекта

С помощью баланса вы можете определить на текущий момент или спрогнозировать стоимость онлайн-проекта. А с помощью балансного отчета вы можете оценить капитал предприятия в ретроспективе. Баланс удобно оценивать в годовом, квартальном и месячном разрезах.

Баланс включает следующие категории информации:

  • Сведения об активах проекта в денежном выражении. Активы — это все, что принадлежит предприятию и имеет положительную стоимость.
  • Сведения о пассивах проекта в денежном выражении. Пассивы — это любые обязательства компании.
  • Информация о собственном капитале. Собственный капитал — это разница между активами и пассивами в денежном выражении.

Если вы работали в государственных учреждениях, то помните, что время от времени бухгалтера ходят по кабинетам и производственным помещениям и норовят поставить инвентарный номер на все, что видят. Они инвентаризируют столы, стулья и цветочные горшки, чтобы включить их в балансовый отчет. Так вот, онлайн-проект не может позволить себе такой роскоши, как надувание активов.

Как правильно считать активы онлайн-проекта? Считайте активами только материальные и нематериальные ценности, которые можно продать. Конечно-конечно, ваше любимое офисное кресло, геймерский ноутбук и кофеварка были куплены за 4000, 70 000 и 5000 рублей соответственно. Возможно, ваш бухгалтер включит эти цифры в баланс и будет ежегодно вычислять амортизацию. Но вы не бухгалтер, а предприниматель. Вам нужно знать реальный баланс, поэтому учитывайте настоящую стоимость активов.

Как только вы сняли с кресла защитный чехол и удалили с экрана лэптопа пленку, эти вещи получили приставку «б/у». Сколько на самом деле стоит бывшее в употреблении офисное кресло? Посмотрите на «Молоток.ру», сделайте выводы и двигайтесь дальше.

Что необходимо включать в активы?

  • Денежные средства, включая наличные и деньги на банковских счетах.
  • Производственное оборудование: серверы, компьютеры, оргтехнику.
  • Нематериальную собственность: сайт, торговую марку, патенты на изобретения. Не включайте в активы настоящего баланса стоимость приобретенного программного обеспечения. Вы не имеете права перепродать его.
  • Товар на складе.

Представьте, что вы производите программный продукт и продаете коробочную версию по 5000 рублей за единицу. Вы изготовили 1000 дисков с программой и положили их на складе. Можно ли записать в активы 5 млн рублей? Конечно нет. Хотите пояснений? Тогда посчитайте, сколько дисков вам нужно записать и упаковать в картонную коробку, чтобы стоимость вашей компании на бумаге превысила 1 млрд рублей. Не так уж и много, правда?

Активы бывают ликвидными и неликвидными. К ликвидным активам относятся денежные средства, товары на складе и другие ценности, которые можно быстро реализовать. К неликвидным активам относятся материальные ценности, которые невозможно быстро продать без существенных потерь. В случае с веб-проектом к неликвидным активам можно смело относить офисное кресло и кофеварку.

В пассивы нужно включать финансовые обязательства проекта:

  • Платежи за аренду офиса.
  • Выплаты по кредитам и программам лизинга.
  • Налоги.
  • Зарплата.
  • Платежи по договорам поставок расходных материалов.
  • Обязательства по поставкам товаров и услуг в финансовом выражении.

Пассивы бывают текущими и долгосрочными. К текущим можно отнести обязательство поставить товар или услугу по договору. К долгосрочным относятся обязательства по кредитам и лизингу, платежи за хостинг и доменное имя, фиксированные налоговые отчисления.

Собственный капитал проекта — это разница между активами и пассивами. Капитал может быть положительным и отрицательным. Положительная величина говорит о финансовом здоровье проекта. Если величина отрицательная, вы должны немедленно изменить бизнес-план.

Чтобы рассчитать баланс, вы можете воспользоваться редактором таблиц. Активы можно записать в левой части листа, а пассивы в правой. Также вы можете расположить таблицы активов, пассивов и капитала сверху вниз. Для удобства вы можете воспользоваться шаблоном бухгалтерского баланса и типовой формой баланса, предложенной для малого бизнеса Международной финансовой корпорацией (IFC).

Как рассчитать финансовый результат

Расчет финансового результата позволяет определить величину дохода, который заработал или заработает проект. Отчет о финансовом результате включает следующую информацию:

  • Данные о доходах.
  • Данные о расходах.
  • Разницу доходов и расходов или финансовый результат проекта.

Чтобы рассчитать финансовый результат, действуйте так:

  • Запишите фактическую или прогнозируемую выручку от продажи услуг или товаров. Это валовый доход проекта.
  • Отнимите от валового дохода расходы на покупку или производство товаров и услуг. Например, если вы покупаете кроссовки в Китае, а продаете в Москве, отнимите от валового дохода цену покупки продукта у поставщиков, включая все накладные расходы.
  • Отнимите из оставшейся суммы операционные расходы. К ним относятся зарплаты сотрудников, расходы на аренду офиса, оплата хостинга, расходы на маркетинг. Полученная цифра — это чистый доход или доход, полученный в результате основной деятельности проекта.
  • Если у вас есть доходы от неосновной деятельности, прибавьте их к чистому доходу. Например, если вы сдаете кофеварку в аренду соседям по бизнес-центру, считайте полученные платежи доходами от неосновной деятельности.
  • Отнимите от полученной суммы прочие расходы. Это расходы, не связанные с производством и продажей продукта: платежи по кредитам, плата за ремонт кофеварки и офисного кресла, участие в тренингах и семинарах.

Вы рассчитали финансовый результат. Если вы получили положительное число, речь идет о положительном финансовом результате или чистой прибыли. Если вы получили отрицательное число, речь идет об отрицательном финансовом результате или чистом убытке. В первом случае проект приносит деньги основателю, а во втором случае основатель теряет деньги.

Как оценить движение денежных средств

Расчет движения денежных средств позволяет оценить финансовые поступления и выплаты проекта за выбранный период. Этот отчет иногда называют денежным потоком или кэшфлоу (от англ. cash flow). Он показывает, как проект распоряжается финансовыми ресурсами и приносит ли он денежные поступления.

Для расчета движения денежных средств понадобится информация о поступлениях и выплатах по следующим видам деятельности:

  • Операционной. Это основная деятельность проекта, например, продажа рекламы для веб-проекта. Также в операционную входит прочая деятельность, например, аренда кофеварки.
  • Инвестиционной. В контексте онлайн-проекта речь идет о покупке производственных средств, развитии сайта, вложениях в раскрутку сообществ в социальных сетях и т.п.
  • Финансовой. Здесь учитываются выплаты по кредитам и лизингу, а также привлечение заемных средств.

Чтобы составить отчет о денежных потоках, выполните следующие действия:

  • Определите баланс проекта на начало выбранного периода. Для этого суммируйте активы, указанные в балансовом отчете.
  • Посчитайте сумму денежных средств, которые проект получил или планирует получить с помощью операционной деятельности.
  • Посчитайте, сколько денег проект инвестирует.
  • Определите, сколько денег проект потратит или привлечет в рамках финансовой деятельности.
  • Посчитайте баланс проекта на конец выбранного периода и определите сумму, на которую увеличились или уменьшились активы.

Если денежный поток отрицательный, вам необходимо скорректировать бизнес-план.

43 летних заголовка для блога: готовые темы статей для различных отраслей бизнеса

43 летних заголовка для блога: готовые темы статей для различных отраслей бизнеса

Для удобства расчетов вы можете воспользоваться утвержденной формой отчета о движении денежных средств, а также воспользоваться формой, предложенной Microsoft.

C помощью данных о балансе, финансовом результате и движении денежных средств вы можете самостоятельно оценить текущее состояние и перспективы онлайн-проекта. Например, вы можете увидеть, что реализация вашей идеи будет генерировать негативный денежный поток и убыток. В этом случае необходимо менять подходы к бизнесу.

Какими финансовыми показателями должен оперировать начинающий предприниматель

Представьте ситуацию: вы купили кроссовки в Китае за 700 рублей, а продали в России за 1000 рублей. Триста рублей разницы — это доход или прибыль? Если вы точно знаете ответ на этот вопрос, пропустите этот раздел. Он создан для талантливых программистов, торговцев, дизайнеров и других специалистов, которые из-за увлеченности своей специальностью невнимательно слушали лекции по общей экономической теории.

Читать статью  Топ идей бизнеса и заработка на дому в 2022 году: 32 идеи

Начинающему предпринимателю, который пока не успел заработать на оплату услуг профессионального экономиста и бухгалтера, нужно познакомиться со следующими терминами:

  • Доход — это полученные проектом денежные средства и другие материальные и нематериальные ценности. Когда ваш интернет-магазин продал китайские кроссовки, проект получил доход в размере 1000 рублей. Выделяют валовый и чистый доход. Валовым доходом считаются все поступления от основной деятельности проекта. Чистый доход получают после вычета всех налоговых отчислений из валового дохода.
  • Прибыль — это разница между доходом и затратами на производство и продажу продукта. Чтобы продать кроссовки за 1000 рублей, ваш интернет-магазин перечислил китайскому продавцу 700 рублей. Кроме того, вы потратили 250 рублей на оплату труда оператора сайта, маркетинг, хостинг, доменное имя и обслуживание офисной кофеварки. Прибыль от операции составила 50 рублей. Прибыль бывает валовой и чистой. Чтобы рассчитать чистую прибыль, необходимо вычесть из валовой все налоговые отчисления.
  • Окупаемость инвестиций или ROI — это процентное отношение прибыли к инвестированным средствам. Представьте, что вы вложили в проект 150 000 рублей, а прибыль за первый год составила 12 000 рублей. Чтобы рассчитать ROI, разделите сумму прибыли на сумму инвестиций и умножьте полученное число на 100 % (12 000/150 000*100 % = 8 %). Чем выше окупаемость инвестиций, тем эффективнее работает проект.
  • Точка безубыточности — это показатель продаж, при котором уровень доходов проекта достигает уровня расходов. Этот показатель рассчитывается в денежном эквиваленте или в единицах продукта. Например, если общие расходы веб-проекта составляют 10 000 рублей в месяц, а одна сделка приносит 100 рублей, то для достижения точки безубыточности необходимо заключать 100 сделок в месяц. Сто первая сделка принесет проекту прибыль.

Предложенные термины помогут вам оценивать финансовое здоровье проектов.

Как прогнозировать сбыт

Чтобы оценить эффективность онлайн-проекта, вам нужно знать, сколько товаров и услуг в денежном исчислении вы продадите. Проблема в том, что прогнозирование продаж представляет собой ресурсозатратную деятельность. Как, например, вы собираетесь считать, сколько пар китайских кроссовок сможете продать в интернет-магазине?

Говорите, нужно исследовать рынок и определить спрос на продукт? Украсть и изучить отчеты о продажах конкурентов? Оставьте дорогие маркетинговые исследования и промышленный шпионаж крупным корпорациям. У вас на это нет денег и времени.

Чтобы не потратить все ресурсы впустую, начинающему предпринимателю придется планировать продажи. Вот суть в двух словах: вы должны продавать столько, сколько необходимо для получения запланированной прибыли или достижения планового ROI. Представьте, инвестируете в проект 150 000 рублей. На какую годовую окупаемость инвестиций вы рассчитываете?

Если вы ожидаете ROI 20 %, вам необходимо получить 30 000 рублей прибыли. Теперь вам нужно ответить на один вопрос: сколько нужно продать, чтобы получить желаемую прибыль. Для этого выполните следующие действия:

  • Определите цену своего продукта. Если вы продаете неуникальные товары или услуги, вам придется анализировать цены конкурентов. Если у вас уникальный продукт, попробуйте сформировать цену, суммировав затраты на производство и желаемую маржу.
  • Определите целевую прибыль проекта. Сколько вы должны заработать, чтобы достичь запланированного ROI?
  • Рассчитайте, сколько единиц продукции вы должны продать, чтобы достичь целевых показателей.

Для наглядности можно вернуться к примеру с кроссовками. Затраты на закупку товара в Китае и продажу в Москве, включая оплату труда и налоги, составили 950 рублей. Вы продаете продукт за 1000 рублей. Каждая сделка приносит вам чистую прибыль в сумме 50 рублей. Теперь вы можете определить количество продаж, необходимых для достижения целевого ROI: 30 000/50=600 пар кроссовок в год. Планируемый сбыт в денежном выражении составляет 600 000 рублей.

Что делать, если прогнозируемый сбыт получился нереалистичным? Меняйте бизнес-план. Вы можете снизить продажи без потери прибыли двумя способами:

  • Продавать продукт по более высокой цене. Если ваш проект реализует что-то уникальное и качественное, этот путь для вас открыт. Если вы продаете условные кроссовки, которые есть в каждом интернет-магазине, существенно повысить цену не получится.
  • Сократить издержки. Вы не сможете экономить на налогах. Также не стоит сокращать инвестиции в производство и маркетинг. А вот расходы на условную кофеварку и секретаря можно уменьшить.

Как оценивать эффективность маркетинга

Успех онлайн-проекта зависит от эффективности маркетинга. Используйте для ее оценки следующие метрики:

  • Стоимость привлечения клиента. Чтобы рассчитать этот показатель, разделите общие расходы на маркетинг за выбранный период на количество привлеченных новых клиентов за этот же период. Например, если вы за год потратили на развитие сайта, контекстную рекламу, зарплату продавцов 100 000 рублей, а привлекли 100 клиентов, стоимость привлечения равна 1000 рублей.
  • Lifetime Value или стоимость клиента — это валовый доход, который в среднем приносит компании один потребитель за все время взаимодействия с проектом. Чтобы рассчитать этот показатель, воспользуйтесь формулой: средний доход на сделку*среднее количество сделок за период*продолжительность взаимодействия клиента с продавцом. Например, если ваши клиенты в среднем покупают на 450 рублей за сделку, совершают две сделки в месяц и остаются вашими клиентами в течение двух лет, Lifetime Value составляет 450*2*24=21 600 рублей.
  • Отношение Lifetime Value к стоимости привлечения. Понятно, что показатель Lifetime Value должен превышать стоимость привлечения клиента. Однако для оценки эффективности маркетинга и перспектив проекта в целом важно определить соотношение стоимости клиента к стоимости его привлечения. Для онлайн-проектов Lifetime Value должна превышать стоимость привлечения клиента в пять раз и выше. Если соотношение показателей меньше трех, считайте маркетинг онлайн-проекта неэффективным.
  • Коэффициент конверсии лидов в сделки. Эта метрика показывает, сколько обращений потенциальных клиентов завершаются реальными продажами. Чтобы рассчитать коэффициент, разделите число продаж за выбранный период на количество лидов. Например, если вы продали пять пар кроссовок при 1000 лидах, показатель равен 0,005. Иными словами, только 0,5 % обращений завершаются сделкой. Обратите внимание, норма коэффициента конверсии лидов меняется в зависимости от рынка и продукта. Поэтому оценивайте динамику метрики. Ее рост говорит о росте эффективности маркетинга.
  • ROMI — это окупаемость инвестиций в маркетинг. Чтобы рассчитать метрику, необходимо определить процентное отношение прибыли, полученной благодаря маркетинговой кампании, к затратам на кампанию. Представьте, что вы продаете кроссовки на 100 000 рублей в месяц и получаете прибыль 20 000 рублей. Вы инвестируете в рекламу 4000 рублей, после чего доход растет до 130 000 рублей, а прибыль до 30 000 рублей. Реклама принесла вам дополнительную прибыль в сумме 6000 рублей (30 000 – 20 000 – 4000 = 6000). Чтобы вычислить ROMI, необходимо поделить 6000 прибыли на 4000 инвестиций и умножить на 100 %. Окупаемость инвестиций в данном примере равна 150 %.

Используйте предложенные показатели, чтобы оценивать финансовую эффективность маркетинга.

Проблемы на старте бизнеса: где подстелить соломки, открывая свое дело

Проблемы на старте бизнеса: где подстелить соломки, открывая свое дело

Как считать расходы на онлайн-проект

Здесь все просто: вам придется узнать цену необходимых для запуска проекта товаров и услуг и заняться арифметикой. Для удобства объедините расходы в две группы: разовые вложения и текущие расходы.

Вам придется разово вложить средства в:

  • Регистрацию юридического лица или ИП.
  • Покупку компьютеров и другой офисной техники.
  • Приобретение мебели.
  • Оплату лицензионного ПО.
  • Регистрацию домена, покупку CMS, разработку дизайна сайта.

Также вам придется ежемесячно тратить средства на:

  • Оплату труда персонала. Планируете платить секретарю 50 тыс. рублей в месяц? Не забудьте прибавить к ним сумму налоговых отчислений.
  • Аренду офиса и сопутствующие услуги.
  • Страхование имущества и ответственности.
  • Закупку товаров и расходных материалов.
  • Маркетинг и рекламу.

Обратите внимание, в списках указаны примеры текущих и разовых расходов. Полный список трат вам придется составить самостоятельно.

Чтобы рассчитать необходимые для запуска проекта средства, суммируйте разовые расходы и умножьте полученное число на 12. Вы определили сумму денежных средств, необходимых для покрытия постоянных расходов в течение года. Прибавьте к ней сумму разовых расходов. Вы получили величину расходов, необходимых для запуска проекта.

В данном случае при подсчете использовался консервативный подход, в рамках которого рекомендуется иметь запасе средства на оплату текущих расходов в течение года. Вы можете уменьшить этот показатель до полугода, если точно знаете, что проект достигнет точки безубыточности в первые месяцы работы.

Учитесь считать навскидку, пока не заработали на бухгалтера и финансового директора

Когда акции вашей компании пройдут листинг на LSE или NYSE, все расчеты за вас будут делать профессионалы. А вот оценивать финансовые перспективы до запуска и в первые месяцы работы проекта вам придется самостоятельно. Для этого вам нужно понимать базовую финансовую терминологию, владеть азами финансового планирования. Нет, вам не придется переквалифицироваться в финансиста или учиться составлять бухгалтерскую отчетность и начислять заработную плату. Вы просто должны видеть, стоит ли игра свеч, какие ресурсы необходимы для начала работы, сколько нужно продавать, чтобы заработать запланированную прибыль.

Замечания и предложения к статье можно писать в комментариях. Если у вас есть опыт финансового планирования и запуска онлайн-проектов, ваше мнение будет особенно ценным.

Источник https://spark.ru/startup/546dae36cfa4a/blog/5959/4-priznaka-perspektivnoj-biznes-idei

Источник https://journal.tinkoff.ru/ask/business-idea/

Источник https://texterra.ru/blog/kak-otsenit-perspektivy-onlayn-proekta-finansovaya-azbuka-dlya-nachinayushchikh-predprinimateley.html

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: