Владимир Мау: Образование как инвестиция. Что это значит для человека, общества и государства
Формат образования стремительно меняется. Его современная модель скорее позволяет говорить об учебе как об инвестиции в свое будущее. О минусах стандартных программ и росте запросов на качественный индивидуальный подход «Снобу» рассказал ректор РАНХиГС Владимир Мау
Образование не услуга
Прежде всего, понимание образования как инвестиции непосредственно связано с принятыми недавно решениями не рассматривать впредь образование как услугу. По инициативе президента соответствующие поправки вносятся в российское законодательство об образовании. Это действительно не услуга. Для преподавателя, учителя это прежде всего служение. Для ответственного гражданина ― инвестиция в свое будущее. Для государства ― инвестиция в будущее страны. Это очень важно: услуга исчезает в момент потребления, тогда как инвестиция дает отдачу. И в этом смысле образование прежде всего инвестиция.
Для критиков понимание образования как инвестиции сводится почему-то к товарно-денежным отношениям. Это странный подход для людей, имеющих, наверное, какое-то образование и опыт учебы.
Инвестиция — это прежде всего затрата определенных усилий с ожиданием получить отдачу. Это могут быть и деньги, и время. И те, кто приходит учиться, — во всяком случае, в ведущие вузы — хотят не просто весело провести время. Они рассчитывают на результат ― эффект от затраченных усилий.
Между прочим, государство также хочет получить отдачу от вложений в образование ― и рост благосостояния, и рост производительности, и рост культуры. Для государства это тоже инвестиция.
Повышение доступности высшего образования
Тезис, что образование — это не услуга, а инвестиция, не противоречит задаче расширения доступности высшего образования и его бюджетного финансирования. Я в принципе выступаю за переход в перспективе к всеобщему бесплатному (то есть финансируемому государством) первому профессиональному образованию.
Решения президента и правительства по наращиванию количества бюджетных мест в вузах означают движение в этом направлении. Со временем мы придем к возможности любого гражданина получить высшее образование за государственный счет. Но это будет тоже инвестиция ― и со стороны человека (он должен будет затратить немало времени на образование), и со стороны государства.
Понимание образования как инвестиции важно и для обеспечения непрерывности образования, ведь сейчас люди должны учиться на протяжении всей жизни. Непрерывное образование — это в значительной мере образование взрослых, профессионалов. Они приходят в вузы и ― к вопросу о деньгах ― оплачивают свое образование самостоятельно или за счет компаний, для которых это также инвестиция.
Владимир Мау Фото: Владимир Гердо/ТАСС
Из этого вытекает следующий тезис: по мере роста благосостояния общества частный спрос на образование будет расти.
Когда удовлетворены основные материальные потребности человека, он начинает все больше вкладывать в здоровье и образование ― как собственное, так и своей семьи. Подчеркиваю, это будет происходить не от бедности государства, а от богатства общества. Более того, даже при достижении всеобщего высшего образования за счет госбюджета частные расходы на образование будут расти ― люди будут стремиться к постоянному обновлению своих знаний и умений. Собственно, это уже происходит на наших глазах.
Обучение по стандартной программе — не лучший путь
Но не следует сводить понимание инвестиции к оплате родителями обучения своих детей. Тем более искажать суть такого явления, как индивидуализации образования. Это не означает внешнее навязывание каких-то программ. Индивидуализация — это именно возможность выбора своей образовательной траектории на основе рекомендаций. Задачи обеспечить такую возможность неоднократно звучали в выступлениях президента.
Индивидуализация образовательных траекторий существовала и раньше. Но реализовывалась она преимущественно (или даже исключительно) через курсы по выбору ― большое число таких курсов было показателем качества вуза. Теперь же современные информационные технологии расширяют возможности этой индивидуализации, в том числе при помощи личностно-профессиональной диагностики, цифрового следа, искусственного интеллекта. Разумеется, это не отменяет возможность обучения по стандартной программе, заданной изначально. Но это не самый лучший путь в образовании.
К счастью, студенты и слушатели, которые приходят в хорошие вузы, все понимают правильно. И поэтому за последние лет десять четко наметился тренд ― более высокий спрос предъявляется на более сложные программы, в том числе сложные в реализации для вуза. Люди понимают: только затратив (инвестировав) труд и время, можно получить в дальнейшем отдачу — и для себя, и для своей семьи, и для своей страны.
А что вы думаете об этом?
Обсудить тему и поспорить с автором теперь можно в комментариях к материалу
Больше текстов о политике и обществе — в нашем телеграм-канале «Проект „Сноб” — Общество». Присоединяйтесь
Почему образование — драйвер социальных инвестиций
На образовательных проектах тестируются финансовые инструменты и инвестиции в социальную сферу — и все это является драйвером рынка. Почему? Рассказывает Андрей Андрусов, заместитель исполнительного директора Центра содействия инновациям в обществе «СОЛь».
Андрей Андрусов, фото пресс-службы
Образование — бизнес или социалка?
Начну с того, что для меня практически любой образовательный проект — это «социалка», то есть (в нашем определении) деятельность, нацеленная на решение социальной проблемы. Но как только образование становится платным, его начинают воспринимать как бизнес и часто забывают о его социальной природе.
В наших головах не укладывается, что «социальность» проекта не противоречит его «бизнесовости». В образовании это противопоставление наиболее заметно.
Но если социальная направленность школы или колледжа, пусть даже частного, очевидна (они непосредственно занимаются развитием людей, и это всегда социальная история), то как быть с инфраструктурой образования, — платформами, системами проверки знаний и так далее? Являются ли платформы СмотриУчись или Webinar.ru социальными проектами? А Youtube и Skype? С одной стороны, чистой воды бизнес. С другой стороны, на базе этих платформ одни люди обучают других, создавая инфраструктуру и возможность развития; возможность реализовать себя как педагога или ученика.
И чем дальше мы уходим от непосредственно обучения, тем сложнее говорить «бизнес — не главное», демонстрировать социальное воздействие, на достижение которого нацелен проект в области образования. Агрегаторы курсов, отраслевые СМИ, интерактивные доски, эргономичные парты… Это же тоже образование, тоже «социалка»? И я считаю, что если проект создан для изменения жизни людей, то да.
Две точки зрения
Именно поэтому каждый образовательный проект всегда можно рассматривать с двух точек зрения. Их можно увидеть не только как бизнес, но и как социальную историю, потому что это касается развития людей, инвестиций в человеческий капитал, носителей социальной функции. В этой полярности и состоит специфика социальных инвестиций.
Но чем образование принципиально отличается от производства кресел-каталок для инвалидов? На самом деле — не очень отличается, это тоже инфраструктура. Кто-то может называть ее бизнесом, кто-то — социалкой. Противоречие между социальным и коммерческим в области здравоохранения ещё ярче. С одной стороны, если, например, компания «Моторика» Ильи Чеха делает протезы для детей, польза очевидна. Но всегда находятся те, кто считает, что делать бизнес на людях с инвалидностью — это предел цинизма.
Важен первичный мотив, и то, как именно проект меняет жизни людей, какую социальную проблему он решает. А со стороны этого не понять. Именно поэтому при работе с социальными предпринимателями Центр «СОЛь» уделяет большое внимание тому, как они артикулируют социальное воздействие своего проекта, чтобы со стороны можно было понять, на какие социальные изменения он нацелен.
Зачем создаются образовательные проекты?
Ответ на вопрос, является ли образование «социалкой» или нет, во многом зависит от мотива автора проекта. Пообщавшись с сотнями предпринимателей в области образования, я делаю вывод, что подавляющим большинством этих людей изначально двигало желание изменить ситуацию в образовании, а не извлечение прибыли.
Есть две основные причины для запуска своего проекта в образовании. Либо человеку становится понятно, что для его ребенка существующие решения не подходят, надо делать что-то получше, поинтереснее, поудобнее. Либо человек хочет поделиться накопленным опытом и создает свой блог или курс. Чаще всего начинают на энтузиазме, без бюджета, без стратегии. Однако всякий разумный человек понимает, — если в проекте не будет денег, он умрет. Поэтому после создания организаторы ищут возможности развития и заработка (однако, повторим, для подавляющего большинства создателей заработок вторичен).
Благодаря заботе о своих детях были созданы почти все развивающие центры для дошкольников, а на базе популярных блогов — многие онлайн-курсы и платформы, например, математический блог Mathprofi или блог Pythonworld .
Эта ситуация характерна даже для крупных компаний. Они делают образовательный курс «для себя», а впоследствии открывают его для публики и начинают на этом зарабатывать. Например, Яндекс учил своих сотрудников в своей Школе анализа данных , а теперь на этих курсах может учиться каждый — достаточно открыть Coursera.
Есть люди, создающие масштабные проекты в образовании, которые изначально строились как бесплатная инфраструктура. Например, Михаил Лазарев создал Интернет-урок , потратил очень много денег на производство онлайн-курсов и оцифровал всю школьную программу с 1-го по 11-й класс (все существующие в стране учебники). Теперь они бесплатно доступны онлайн любому человеку в России. И таких проектов сейчас много. Эта инфраструктура уже создана — благодаря предпринимателям. И воздействие таких людей на общество очень велико. Возможность есть, осталось ей только воспользоваться!
Но даже относительно маленькие проекты в образовании оказывают существенное социальное воздействие. Оно не ограничивается той аудиторией, на обучение которой нацелен проект. Прямое воздействие может быть мизерным. Например, если говорить о частных школах, там учится менее 1% школьников России. Но косвенный эффект заключается в том, что они, во-первых, дают возможность получить другое образование тем, у кого раньше этой возможности не было, а во-вторых, показывают другим предпринимателям, что на этом направлении тоже можно создать экономически привлекательный бизнес.
Откуда берутся деньги?
В какой-то момент автор проекта видит, что его собственные ресурсы заканчиваются. Проект ещё не вышел на плановую прибыль, все накопления съедены, а команда хочет получать нормальную зарплату. В этот момент и появляется запрос на дополнительное финансирование. И люди начинают искать инвестиции . Напомню, что инвестор — это человек, который даёт деньги в обмен на долю в бизнесе и рассчитывает на то, что деньги вернутся в форме дивидендов или в момент продажи доли в 3-4 раза дороже. Плохая новость заключается в том, что далеко не каждый социально ориентированный проект может рассчитывать на многократный рост капитализации или высокие прибыли. Да и у инвесторов бывает стереотип, что социальный проект не может окупаться. Поэтому привлечь их в такие проекты сложно.
Но хорошая новость заключается в том, что для социально ориентированных проектов доступны не только инвестиции, но и другие источники и формы финансирования: краудфандинг, гранты (пожертвования) и займы. Самые продвинутые организации умеют пользоваться всеми ими одновременно. Существует также множество смешанных форм финансирования, например, конвертируемые займы, возвращаемые гранты, плата за социальный результат… Некоторые из них уже есть в российской практике.
Так вот, именно образовательные проекты, в силу своей близости к коммерческому сектору, первыми тестируют новые финансовые инструменты. Приведу самый распространённый пример. Если организация обучает детей в своих центрах доп.образования, то есть занимается образованием как основным видом деятельности, она по закону должна быть некоммерческой (п.1 ст 22 закона № 273-ФЗ от 29.12.2012). Также она может получать гранты и льготы, которые предоставляет государство.
При этом управление этой организацией может осуществлять коммерческая компания, например, в форме ООО. И это ООО может получать инвестиции на развитие, которые пойдут на маркетинг и создание новых образовательных центров. Таким образом, «коммерческие» виды деятельности живут в ООО по законам коммерческих организаций, а «некоммерческие» — в НКО. Это разделение очень условно, но бывает необходимо, чтобы обеспечить прозрачность для инвесторов, спонсоров и всевозможных проверяющих.
Касается каждого
Есть ещё одна причина, по которой в образование проникают новые финансовые инструменты. Образование касается каждого в этом мире. Это вписывается как в новую концепцию непрерывного образования, так и в концепцию развития. Получается, что продукты, произведенные такими предпринимателями, касаются всех. В отличие, например, от медицинских продуктов (они более нишевые — кому-то может просто повезти со здоровьем!). А в образовании каждый человек может найти для себя что-то, если проявит интерес. Кто-то — языки, кто-то — основы программирования, дизайн, искусство, кулинария — все, что угодно! Поэтому проекты «откликаются» у инвесторов и меценатов.
В последнее время инвестиции в образование стали очень популярны. Появляется все больше инвесторов, готовых вкладываться в образование, причем не столько для извлечения прибыли, сколько для воздействия на сферу образования, проблемы в которой очевидны. Одновременно увеличивается количество благотворителей, которые готовы давать деньги на социальные и образовательные проекты не только в форме традиционных пожертвований, но и в формах, предполагающих возврат (займы, инвестиции и смешанные формы).
Это меняет систему отношений между источником и получателем денег, но позволяет увеличить социальное воздействие на каждый потраченный рубль.
Для того, чтобы количество сделок по смешанному финансированию росло, необходимо рассказывать социальным предпринимателям и инвесторам/меценатам о преимуществах таких сделок по отношению к традиционным. Мы стараемся не упускать возможности поговорить об этом на всех мероприятиях, в которых мы участвуем и которые мы организуем сами.
Чтобы инвесторы/спонсоры и лидеры проектов узнавали друг о друге, Центр «СОЛь» создает карту сообществ тех, кто меняет систему образования ( Карта Лидеров инноваций в образовании , Gam-ma.ru ), также мы собираем вместе инновационные проекты ( Карта образовательных проектов России ), следим за сделками в области образования, ведь именно через эту сферу можно максимально эффективно воздействовать на изменение жизни к лучшему.
Благодаря этому, мы уже увидели появление огромного количества небюджетных (коммерческих и некоммерческих) проектов в образовании. Причем некоторые становятся столь масштабными, что начинают влиять на то, как работает традиционная (школьная) система. Мы ожидаем усиления этого тренда в ближайшие годы; граница между основным и дополнительным образованием будет размываться.
Так что если есть проблема, есть и решение. Нужно только найти того, у кого это решение уже есть, и помочь с выведением его на системный уровень.
5-7 ноября 2019 года Центр «СОЛь» представит эту концепцию на фестивале ImpactFest в Гааге — приглашаем к дискуссии всех заинтересованных!
Образование как вид социальных инвестиций
- Главная
- ОБРАЗОВАНИЯ КАК ФАКТОР УСПЕШНОСТИ И РОСТА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА
ОБРАЗОВАНИЯ КАК ФАКТОР УСПЕШНОСТИ И РОСТА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF
В работе рассмотрены различные подходы к пониманию человеческого капитала. Дано определение человеческого капитала и способов инвестирования в человеческий капитал.
Актуальность исследования заключается в том, что эффективное использование и развитие человеческого капитала является приоритетным направлением ведущих стран мира. Именно он способствует повышению качества жизни, а также росту эффективности национальной экономики.
Гипотеза исследования – образование это путь к успеху.
Объект исследования — человеческий капитал.
Предмет исследования – образование как фактор успешности и роста человеческого капитала.
Цель работы — рассмотрение теоретических и практических основ человеческого капитала в целом и образования в частности, а также роль образования в развитии успешности человека в современной России.
В соответствии с целью, определены следующие задачи:
Определить сущность и понятие человеческого капитала.
Проанализировать некоторые литературные источники по теме исследования.
Провести обзор видов инвестиций в человеческий капитал.
Рассмотреть образование как основной вид инвестиций в развитие человеческого капитала .
Выявление связи образования и успешности человека.
Проведение интернет опроса по теме исследования.
Проанализировать результаты интернет опроса
Исследование состоит из трех этапов: теоретического, практического и аналитического.
Теоретический: изучение и анализ литературных источников.
Эмпирические: интернет-опрос, анализ интернет-опроса.
1. Понятие «человеческий капитал»
Сущность человеческого капитала
Человеческий капитал (англ. human capital) — совокупность знаний, умений, навыков, которые используются для удовлетворения потребностей человека и общества в целом. Изначально под человеческим капиталом понималась совокупность инвестиций в человека, повышающая его способность к труду — образование и профессиональные навыки. На сегодняшний день понятие человеческого капитала существенно расширилось. Это затраты семей на питание, одежду, жилища, образование, здравоохранение, культуру, а также расходы государства на эти цели.
Понятие человеческого капитала определили американские ученые, лауреаты Нобелевской премии по экономике Гэри Беккер и Теодор Шульц. Они показали, что вложения в человеческий капитал могут давать высокий экономический эффект и что они все в большей степени определяют развитие экономики. Теодор Шульц говорил, что улучшение благосостояния бедных людей зависело скорее от знаний, а не от используемой техники, усилий или земли.
Человеческий капитал можно описать как комбинацию качеств человека и его способностей. То есть определенные качества, которые человек приносит в свою работу – это энергия и ум, позитивность, надежность, преданность. Способность человека учиться, означает одаренность, творческий характер личности, воображение и отличную смекалку.
Если рассматривать понятие человеческого капитала в узком смысле, то одной из форм человеческого капитала является образование. А если в широком смысле, то человеческий капитал образуется при помощи инвестиций в человека в виде затрат на образование, на охрану здоровья, миграцию, а также на поиск информации о ценах и доходах (Приложение 1).
Таким образом, капитал назвали «человеческим», потому что он становиться частью человека, а «капиталом» он является из-за того, что представляет собой источник для будущих заработков и удовлетворений.
Анализ некоторых литературных источников по теме исследования и особенности человеческого капитала
Шульц Т. предложил определение: «Все человеческие способности являются или врожденными, или приобретенными. Каждый человек рождается с индивидуальным комплексом генов, определяющим его способности. Приобретенные человеком качества, которые могут быть усилены вложениями, которые мы называем человеческим капиталом» [15, с. 45].
И. Бен-Порет считал, что человеческий капитал – это особый фонд, выполняющий функции производства трудовых ресурсов в общественных единицах измерения [16]. Кузьмичев С.М. определяет понятие человеческого капитала, как богатство государства, способное обеспечить его устойчивое развитие, поддерживать состояние конкурентоспособности [10].
Ф. Нойманн к главным составляющим человеческого капитала относит сочетание следующих элементов: культурно-этнические особенности, квалификационные качества, общее и профессиональное образование [14].
Е.В. Ванкевич выделяет такие компоненты человеческого капитала как образование и профессиональную подготовку, состояние здоровья, движущие потребности, мотивацию, ценности [7].
По мнению Ю.Г. Быченко человеческий капитал можно разделить на два вида: биологический человеческий капитал (уровень здоровья населения) и культурный человеческий капитал (совокупность моральных качеств, умений, навыков, интеллектуальных способностей) [6].
Особенности человеческого капитала
Со временем может быть увеличен или уменьшен.
Функционирование человеческого капитала зависит от самого человека.
Один из самых важных факторов экономического роста государства.
Человеческий капитал отличается от физического по степени ликвидности.
Инвестиции в человеческий капитал имеют разные источники и носят долгосрочный характер, при этом доходы, получаемые человеком, полностью принадлежат ему и распоряжается он ими самостоятельно.
2. Инвестиции в человеческий капитал
2.1. Виды инвестиций в человеческий капитал
Инвестиции в человеческий капитал – это любое действие, которое повышает квалификацию и способности, а значит и производительность труда. Затраты на повышение производительности можно рассматривать как инвестиции, т. к. эти затраты могут быть многократно компенсированы возросшим потоком доходов в будущем. Важно отметить, что одних инвестиций недостаточно. Необходимо желание самого человека.
Виды инвестиций в человеческий капитал:
Расходы на образование.
Расходы на здравоохранение (профилактика заболеваний, медицинское обслуживание, диетическое питание, улучшение жилищных условий).
Расходы на мобильность, благодаря которым работники мигрируют из мест с относительно низкой производительностью в места со сравнительно высокими производительностью и доходами.
Инвестиции в человеческий капитал может осуществлять человек, предприятия (организации), образовательные учреждения и общество в лице государства. Частные инвестиции – это инвестиции человека в самого себя. Самостоятельно принимая решение об инвестировании (особенно в образование), человек не знает, каким будет соотношение спроса и предложения в момент получения им профессии, будет ли он востребован как работник или пополнит армию безработных. Это тормозит инвестиционную активность человека. Важное значение имеет профессиональная ориентация, мониторинг «будущих» профессий, саморазвитие в перспективных направлениях. Какими н сегодня является в частности изучение иностранных языков, информационные системы, робототехника.
Инвестиции в человеческий капитал являются основой накопления нематериального богатства общества, которое происходит в сфере образования, культуры и здравоохранения, включая в себя накопление опыта во всех отраслях и сферах экономики.
2.2. Образование как основной вид инвестиций в развитие человеческого капитала
С экономической точки зрения образование — это источник экономического роста. Накопление человеческого капитала происходит как на этапе школьного обучения, которое закладывает базовые знания и навыки, так и дальнейшего обучения, имеющего своей целью получение определенной профессии, а также в процессе профессиональной деятельности. Причем умения и знания, полученные на предыдущих этапах обучения, повышают эффективность дальнейших инвестиций в человеческий капитал и, как результат, обеспечивают возможность успешной деятельности в различных областях.
Конкурентоспособность страны определяет ее место в мировой экономике. В конце ХХ века вопрос о конкурентоспособности фирм, отраслей и национальных экономик определяется, прежде всего, качеством рабочей силы, тогда как раньше решающее значение имела конкурентоспособность товаров и услуг. В связи с этим необходимо заметить, что решающим фактором в экономическом развитии общества всегда был человек.
Расходы, которые увеличивают производительные качества и характеристики индивида, «можно рассматривать как инвестиции, ибо текущие издержки осуществляются с тем расчетом, что эти затраты будут многократно компенсированы возросшим потоком доходов в будущем», говорят теоретики человеческого капитала.
Образование формирует рабочую силу, которая становится более квалифицированной и более производительной. Расходы на образование людей влекут за собой рост издержек в настоящем, чтобы получить выгоду в будущем от повышения рыночной стоимости их трудовых услуг. Среди существующих форм инвестиций в человеческий капитал, образование сегодня является одной из основных.
Понимание того, что инвестиции в человеческий капитал вносят вклад в экономический рост, связано еще со временами Адама Смита. Классические экономисты уделяли должное внимание необходимости расходов на получение и развитие умений и навыков человеком. Однако только в 1960-х годах Т. Шульц и Е. Дэнисон показали, что образование способствует росту национального дохода посредством усовершенствования умений и навыков рабочей силы.
Таким образом, состояние современной системы образования, в конечном счете, предопределяет развитие страны на ближайшие годы. Поэтому логично утверждать, что образование является ведущей отраслью производства человеческого капитала, фундаментом будущего благополучия человека и всего общества [10].
3. Образование как фактор успешности.
3.1. Как образование влияет на успешность человека
Успех — это способность сделать жизнь такой, какой человек сам хочет, чтобы она была. Успех предполагает добиваться поставленных целей и получать от этого удовольствие и удовлетворенность. Поэтому, успешный человек обладает такими качествами, как независимость; уверенность (человек принимает обдуманные решения и не боится ошибиться); настойчивость, которая помогает человеку двигаться к поставленной цели и не отступать; креативность (все, что способен человек вообразить, он сможет воплотить в жизнь); осознанность, когда человек знает себе цену, ставит простые, ясные цели и достигает их; целеустремлённость; позитивное мышление; з аинтересованность в своём деле.
Возможности, которые дает нам образование:
1. Новые знания . Получить новые знания можно прочитав литературу, но с педагогом изучать что-либо гораздо легче, ведь вам в любой момент могут помочь.
2. Работа по специальности . Многие из профессий можно получить, только после обучения в ВУЗе. Диплом пригодится и обеспечит вас работой, а значит, и средствами к существованию.
3. Престиж. Сегодня устоялось мнение о том, что хороший работник обязательно должен быть образован, а человек без высшего образования не стоит ни хорошей работы, ни приличной зарплаты. Именно престиж, закрепленный за получением диплома, до сих пор обусловливает появление тысяч желающих поступить в высшие учебные заведения.
4. Приобретение социальных навыков во время обучения. Человек учится взаимодействовать с коллективом, договариваться, находить выход из трудных ситуаций, что может очень пригодится в дальнейшей жизни.
Нужно ли образования для того, чтобы стать успешным? Однозначного ответа на этот вопрос нет, однако у образованного человека больше возможностей для реализации своих целей. Пример — жизнь Била Гейтса.
Родился Билл в зажиточной семье. Отец работал успешным юристом, а мать занималась благотворительностью. С детства родители пытались привить сыну дух соревнования. Родные заботились о том, чтобы мальчик стремился к науке. Билл любил играть в различные игры, в которых часто был победителем. В 10 лет он решил, что войдет в круг успешных людей. Примером для подражания был его отец. Вместо спортивных игр и веселья с друзьями мальчик много читал и уделял время учебе. Уже тогда его заинтересовала уникальная машина — компьютер. Интуитивно он чувствовал, что мир изменят программы, а не приборы, на которых они установлены. Именно в это время Билл создавал первые проекты. Директор поощрял учеников премиями. За свою работу мальчик получил в 15 лет первые 500 долларов. Окончив школу, парень поставил перед собой цель — зарабатывать на программировании.
3.2. Интернет-опрос на тему исследования
Мне стало интересно узнать, сколько людей считают себя успешными и что, по мнению опрошенных, определяет эту самую успешность.
Мной был составлен опросник, состоящий из 2 вопросов по теме исследования. Опросник размещен в сети Интернет в форме для опроса Google . form . В опросе приняли участие родители учащихся МБОУ Одинцовская гимназия №14, всего 100 человек.
Опросник включал следующие вопросы.
Считаете ли вы себя успешным человеком?
Что, по вашему мнению, определяет успешность человека? (выберите 3 наиболее значимые для вас варианта)
Начитанность 2) Образованность 3) Соблюдение ЗОЖ
Наличие начального капитала 5) крепкая семья
богатые родители (родственники), дело которых вы продолжите
трудолюбие везение 9) непрерывный процесс обучения
10) умение правильно ставить цели и достигать их
Ссылка на опрос https://docs.google.com/forms/d/e/1FAIpQLSeahtTrL-4ozzF_Lp6zftTG-J55Jc24qnqSRwmnmpxogFZCdQ/viewform?usp=sf_link
3.3. Анализ результатов интернет-опроса
По результатам опроса я выяснила, что 34 % опрошенных (34 человека), считающими себя неуспешными людьми.Они отмечают, что для достижения успешности им необходимо:
умение правильно ставить цели и достигать их – 44 % (15 человек)
богатые родители (родственники) – 44% (15 человек)
Везение – 41% (14 человек)
трудолюбие — 38% (13 человек)
наличие начального капитала – 38% (13 человек)
образованность – 35% (12 человек)
крепкая семья – 21% (7 человек)
непрерывный процесс обучения — 18% (6 человек)
начитанность – 18% (6 человек)
соблюдение ЗОЖ – 0% (0 человек)
66% опрошенных (66 человек) называли себя успешными, а также отметили, что их успешность определяется:
Образованностью – 59% (39 человек)
Умением правильно ставить цели и достигать их – 50% (33 человек)
Непрерывным процессом обучения — 47% (31 человек)
Наличием крепкой семьи – 32% (21 человек)
Начитанностью – 30% (20 человек)
Соблюдением ЗОЖ – 28% (19 человек)
Трудолюбием — 27% (18 человек)
Наличием начального капитала – 21% (14 человек)
Наличием богатых родителей (родственников) – 0% (0 человек)
Везением – 6% (4 человек)
Результаты опроса представлены в приложении 4
Обозначим группы опрашиваемых цифрами 1 – те, кто считает себя успешными и 2 – кто не считает себя успешными
Выводы по опросу
По результату опроса видно, что группа 1 и группа 2 считают важным правильно ставить перед собой цели. Только 1 эти цели себе ставили, а 2м этого не хватало. Более чем в два раза отличается показатель «непрерывный процесс обучения» и «образованность». То есть группа 1 выделяет эти показатели крайне важными для достижения успеха. А группа 2 — нет.
Особо хочется отметить результаты опроса по параметрам «соблюдние ЗОЖ» и «наличие богатых родителей». Группа 1 отметила важность соблюдения ЗОЖ для достижения усеха, то есть они придают большое значение совему здоровью. Дйствительно, для достижения успеха, для достижения целей важно иметь хорошее здоровье, не болеть и чувствовать себя хорошо. Группа 2 даже не задумываются о своем здоровье. Противоположная ситуация обстоит с показателем «наличием богатых родителей». Группа 2 уверена что им не хватает этого для успеха, а группа 1 вообще не отетили этот вариант в своих ответах.
То есть можно сделать вывод: добиться успеха реально своими силами. Для этого надо быть целеустремленным, заботиться о своем здоровье, быть образованным человеком и не переставать обучаться в течении всей жизни. Ведь очень важно развиваться, «не стоять на месте», много трудиться, иметь крекую любящую семью, забоиться о близких.
В данной исследовательской работе был рассмотрек очень важный и актуальный вопрос инвестиций в человеческий капитал, в частности роль обазования как одного из основных факторов развития человеческого капитала и успешности человека.
Поставленные в начале работы задачи выполнены. А именно:
Определены сущность и понятие человеческого капитала.
Проведен анализ некоторых литературных источников по теме исследования.
Проведен обзор видов инвестиций в человеческий капитал.
Рассмотрено образование как основной вид инвестиций в развитие человеческого капитала.
Выявлены связи образования и успешности человека.
Проведен интернет-опроса по теме исследования.
Проведен анализ результатов интернет-опроса.
Цель исследования достигнута, т.е. рассмотрены теоретические и практические основы человеческого капитала в целом и образования в частности, а также роль образования в развитии успешности человека в современной России.
Вывод. Образование играет, и я думаю, будет играть важнейшую роль в развитии человека. Оно — основа на пути к успешной жизни. Образованный человек интересен в общении, обладает огромным багажом знаний и умений, которые он сможет передать потомкам. Значит нельзя допускать, чтобы в сознании людей сформировалось ошибочное представление о том, что для успеха не обязательно много учиться и трудиться.
Инвестиции в образование это вклад в себя, в свое будущее, в свой успех!
СПИСОК ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Авраменко А.И. Экономическая теория: практикум – Минск, 2015. – 480 с.
2. Басовский Л.Е. Микроэкономика: Учебник. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. – 224 c.
3. Бахшиян Д.В., Зевеке О.Ю. Человеческий капитал – основной ресурс эффективного предприятия, как резонанс на вызовы современного мира // Экономика и менеджмент инновационных технологий. – 2017. – №3 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ekonomika.snauka.ru/2017/03/14317 (дата обращения: 30.09.2017).
4. Беккер Г. Экономическая теория. – Н, 1971. – 360 с.
5. Микроэкономика: Базовый курс: Учебник для бакалавров / Под ред. Г.А. Родина, С.В. Тарасова. – М.: Юрайт, 2014. – 263 c.
6. Быченко Ю.Г. Инновационный механизм устойчивого развития человеческого капитала. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2014. – 532 c.
7. Ванкевич Е.В. Оценка эффективности инвестиций в человеческий капитал Беларуси // Вестник Белорусского государственного экономического университета. – 2009. – №4. – С. 43–49.
8. Вечканов Г.С. Микроэкономика: Учебник для вузов: Стандарт третьего поколения. – СПб.: Питер, 2014. – 464 c.
9. Ильинский И.В. Инвестиции в будущее: образование в инновационном воспроизводстве. – СПб: Изд-во СПбГУЭФ, 1996. – 189 с.
10. Кармазина Ю. А. Образование как инвестиции в человеческий капитал // Молодой ученый. — 2014. — №7. — С. 349-351. — URL https://moluch.ru/archive/66/11040/ (дата обращения: 19.01.2020).
11. Кузьмичев С.М. Актуальные вопросы понимания человеческого капитала и его роль в современных экономических процессах // Молодой ученый. – 2017. – №28. – С. 63–64.
12. Критский М. М. Человеческий капитал. – Ленинград: Изд-во Ленингр. ун-та, 1991. – ISBN 5-288-00703-9:2.40. – 117 с.
13. Маховикова Г.А. Микроэкономика: продвинутый курс: Учебник и практикум. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 322 c.
14. Нойманн Ф. Методика экономической оценки человеческого капитала // Тезисы докладов международной научно-практической конференции: Государственное управление: трансформационные процессы в современном мире. – Ч. 2. – Минск: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2002. – 98 с.
15. Шульц Т. Инвестиции в человеческий капитал. – Лондон, 1971. – 522 с.
16. Ben-Porath Y. The Production of Human Capital over Time / W. Lee Hansen, editor // Education, Income, and Human Capital. – NBER. – 1970. – ISBN 0-870-14218-6. – PP. 129–154.
Результаты интернет — опроса (таблица)
образованность, умение правильно ставить цели и достигать их, непрерывный процесс обучения
начитанность, образованность, крепкая семья
образованность, соблюдение ЗОЖ, умение правильно ставить цели и достигать их
трудолюбие, умение правильно ставить цели и достигать их, непрерывный процесс обучения
наличие начального капитала, богатые родители (родственники), дело которых вы продолжите, везение (одним везет, другим нет, как бы они не старались)
образованность, наличие начального капитала, крепкая семья
наличие начального капитала, трудолюбие, умение правильно ставить цели и достигать их
образованность, умение правильно ставить цели и достигать их, непрерывный процесс обучения
образованность, соблюдение ЗОЖ, трудолюбие
начитанность, образованность, умение правильно ставить цели и достигать их
образованность, трудолюбие, непрерывный процесс обучения
образованность, наличие начального капитала, богатые родители (родственники), дело которых вы продолжите
начитанность, наличие начального капитала, непрерывный процесс обучения
начитанность, наличие начального капитала, умение правильно ставить цели и достигать их
образованность, крепкая семья, везение (одним везет, другим нет как бы они не старались)
начитанность, богатые родители (родственники), дело которых вы продолжите, везение (одним везет, другим нет, как бы они не старались)
образованность, крепкая семья, трудолюбие
трудолюбие, везение (одним везет, другим нет, как бы они не старались), умение правильно ставить цели и достигать их
начитанность, наличие начального капитала, умение правильно ставить цели и достигать их
образованность, умение правильно ставить цели и достигать их, непрерывный процесс обучения
наличие начального капитала, везение (одним везет, другим нет как бы они не старались), умение правильно ставить цели и достигать их
образованность, соблюдение ЗОЖ, крепкая семья
соблюдение ЗОЖ, крепкая семья, трудолюбие
наличие начального капитала, богатые родители (родственники), дело которых вы продолжите, везение (одним везет, другим нет, как бы они не старались)
наличие начального капитала, богатые родители (родственники), дело которых вы продолжите, трудолюбие
крепкая семья, умение правильно ставить цели и достигать их, непрерывный процесс обучения
образованность, наличие начального капитала, умение правильно ставить цели и достигать их
образованность, наличие начального капитала, везение (одним везет, другим нет как бы они не старались)
богатые родители (родственники), дело которых вы продолжите, везение (одним везет, другим нет, как бы они не старались), умение правильно ставить цели и достигать их
образованность, везение (одним везет, другим нет как бы они не старались), непрерывный процесс обучения
образованность, соблюдение ЗОЖ, крепкая семья
трудолюбие, умение правильно ставить цели и достигать их, непрерывный процесс обучения
трудолюбие, умение правильно ставить цели и достигать их, непрерывный процесс обучения
начитанность, образованность, умение правильно ставить цели и достигать их
начитанность, образованность, соблюдение ЗОЖ
трудолюбие, умение правильно ставить цели и достигать их, непрерывный процесс обучения
образованность, крепкая семья, непрерывный процесс обучения
крепкая семья, умение правильно ставить цели и достигать их, непрерывный процесс обучения
начитанность, образованность, умение правильно ставить цели и достигать их
наличие начального капитала, богатые родители (родственники), дело которых вы продолжите, везение (одним везет, другим нет, как бы они не старались)
трудолюбие, умение правильно ставить цели и достигать их, непрерывный процесс обучения
начитанность, образованность, непрерывный процесс обучения
начитанность, умение правильно ставить цели и достигать их, непрерывный процесс обучения
образованность, крепкая семья, везение (одним везет, другим нет как бы они не старались)
крепкая семья, умение правильно ставить цели и достигать их, непрерывный процесс обучения
начитанность, образованность, непрерывный процесс обучения
соблюдение ЗОЖ, трудолюбие, непрерывный процесс обучения
начитанность, трудолюбие, умение правильно ставить цели и достигать их
образованность, умение правильно ставить цели и достигать их, непрерывный процесс обучения
наличие начального капитала, трудолюбие, умение правильно ставить цели и достигать их
богатые родители (родственники), дело которых вы продолжите, трудолюбие, везение (одним везет, другим нет, как бы они не старались)
образованность, соблюдение ЗОЖ, умение правильно ставить цели и достигать их
начитанность, образованность, трудолюбие
крепкая семья, везение (одним везет, другим нет, как бы они не старались), умение правильно ставить цели и достигать их
образованность, наличие начального капитала, умение правильно ставить цели и достигать их
образованность, соблюдение ЗОЖ, крепкая семья
образованность, крепкая семья, непрерывный процесс обучения
богатые родители (родственники), дело которых вы продолжите, везение (одним везет, другим нет, как бы они не старались), умение правильно ставить цели и достигать их
образованность, крепкая семья, умение правильно ставить цели и достигать их
начитанность, образованность, наличие начального капитала
образованность, умение правильно ставить цели и достигать их, непрерывный процесс обучения
начитанность, образованность, наличие начального капитала
наличие начального капитала, трудолюбие, непрерывный процесс обучения
образованность, крепкая семья, умение правильно ставить цели и достигать их
образованность, соблюдение ЗОЖ, наличие начального капитала
трудолюбие, умение правильно ставить цели и достигать их, непрерывный процесс обучения
образованность, крепкая семья, трудолюбие
наличие начального капитала, крепкая семья, везение (одним везет, другим нет, как бы они не старались)
образованность, соблюдение ЗОЖ, наличие начального капитала
крепкая семья, умение правильно ставить цели и достигать их, непрерывный процесс обучения
начитанность, трудолюбие, непрерывный процесс обучения
начитанность, образованность, непрерывный процесс обучения
начитанность, образованность, непрерывный процесс обучения
начитанность, трудолюбие, непрерывный процесс обучения
начитанность, образованность, соблюдение ЗОЖ, наличие начального капитала
начитанность, образованность, соблюдение ЗОЖ, умение правильно ставить цели и достигать их, непрерывный процесс обучения
соблюдение ЗОЖ, крепкая семья, умение правильно ставить цели и достигать их, непрерывный процесс обучения
богатые родители (родственники), дело которых вы продолжите, трудолюбие, умение правильно ставить цели и достигать их
начитанность, образованность, соблюдение ЗОЖ, трудолюбие
крепкая семья, умение правильно ставить цели и достигать их, непрерывный процесс обучения
начитанность, соблюдение ЗОЖ, непрерывный процесс обучения
соблюдение ЗОЖ, крепкая семья, умение правильно ставить цели и достигать их, непрерывный процесс обучения
образованность, богатые родители (родственники), дело которых вы продолжите, крепкая семья
трудолюбие, непрерывный процесс обучения
крепкая семья, трудолюбие, непрерывный процесс обучения
начитанность, соблюдение ЗОЖ, наличие начального капитала
наличие начального капитала, богатые родители (родственники), дело которых вы продолжите, везение (одним везет, другим нет, как бы они не старались)
наличие начального капитала, умение правильно ставить цели и достигать их, непрерывный процесс обучения
образованность, крепкая семья, умение правильно ставить цели и достигать их
образованность, соблюдение ЗОЖ, наличие начального капитала
образованность, умение правильно ставить цели и достигать их, непрерывный процесс обучения
богатые родители (родственники), дело которых вы продолжите, трудолюбие, везение (одним везет, другим нет, как бы они не старались)
богатые родители (родственники), дело которых вы продолжите, крепкая семья, умение правильно ставить цели и достигать их
везение (одним везет, другим нет, как бы они не старались), умение правильно ставить цели и достигать их, непрерывный процесс обучения
начитанность, образованность, наличие начального капитала
богатые родители (родственники), дело которых вы продолжите, трудолюбие, умение правильно ставить цели и достигать их
наличие начального капитала, крепкая семья, трудолюбие
образованность, крепкая семья, везение (одним везет, другим нет, как бы они не старались)
образованность, трудолюбие, умение правильно ставить цели и достигать их
образованность, трудолюбие, умение правильно ставить цели и достигать их
Результаты опроса в виде диаграммы
По результатам опроса я выяснила, что 34 % опрошенных (34 человека), считающими себя неуспешными людьми. Они отмечают, что для достижения успешности им необходимо:
умение правильно ставить цели и достигать их – 44 % (15 человек)
богатые родители (родственники), дело которых вы продолжите – 44% (15 человек)
везение – 41% (14 человек)
трудолюбие — 38% (13 человек)
наличие начального капитала – 38% (13 человек)
образованность – 35% (12 человек)
крепкая семья – 21% (7 человек)
непрерывный процесс обучения — 18% (6 человек)
начитанность – 18% (6 человек)
соблюдение ЗОЖ – 0% (0 человек)
66% опрошенных (66 человек) называли себя успешными, а также отметили, что их успешность определяется:
образованностью – 59% (39 человек)
умением правильно ставить цели и достигать их – 50% (33 человек)
непрерывным процессом обучения — 47% (31 человек)
наличием крепкой семьи – 32% (21 человек)
начитанностью – 30% (20 человек)
соблюдением ЗОЖ – 28% (19 человек)
трудолюбием — 27% (18 человек)
наличием начального капитала – 21% (14 человек)
наличием богатых родителей (родственников), дело которых они могут продолжить – 0% (0 человек)
везением – 6% (4 человек)
Результаты опроса представлены в приложении 4
Обозначим группы опрашиваемых цифрами 1 – те, кто считает себя успешными и 2 – кто не считает себя успешными
По результату опроса видно, что группа 1 и группа 2 считают важным правильно ставить перед собой цели. Только 1 эти цели себе ставили, а 2м этого не хватало. Более чем в два раза отличается показатель «непрерывный процесс обучения» и «образованность». То есть группа 1 выделяет эти показатели крайне важными для достижения успеха. Тогда как для групы 2 это не представляется важным. Может поэтому они и н добиваются успеха?
Особо хочется отметить результаты опроса по параметрам «соблюдние ЗОЖ» и «наличие богатых родителей». Группа 1 отметила важность соблюдения ЗОЖ для достижения усеха, то есть они придают большое значение совему здоровью. Дйствительно, для достижения успеха, для достижения целей важно иметь хорошее здоровье, не болеть и чувствовать себя хорошо. Группа 2 даже не задумываются о своем здоровье. А зря! Совсем противоположная ситуация обстоит с показателем «наличием богатых родителей». Группа 2 уверена что им не хватает этого для успеха, тогда как группа 1 вообще не отетили этот вариант в своих ответах.
То есть можно сделать вывод: добиться успеха реально своими силами. Для этого надо быть целеустремленным, заботливым о своем здоровье, образованным человеком и не переставать обучаться в течении всей жизни. Ведь очень важно развиваться, «не стоять на месте», много трудиться, иметь крекую любящую семью, забоиться о близких.
Источник https://snob.ru/entry/238737/
Источник https://philanthropy.ru/cases/2019/09/23/80178/
Источник https://school-science.ru/9/14/43612