Какова реальная доходность от инвестиций? Или как разумные ожидания помогают избежать потерь

Содержание

Как заработать на инвестициях?

Возможен ли заработок на инвестициях? Наверное каждый мечтает — обеспечить себе, помимо основной зарплаты, еще и независимый и постоянный пассивный доход. То есть какую-то сумму, которую можно было бы получать время от времени и тратить на свои текущие цели. Или наоборот, отложить на будущее, так сказать, на черный день, который, будем надеяться, никогда не наступит.

Возможно ли это? Попробуем разобраться, какой заработок на инвестициях возможен и стоит ли этим вообще заниматься.

Заработок на инвестициях — игра трейдеров

Существует два подхода к заработку на инвестициях. Четкой границы между ними нет, это вообще не официальные термины. И тем не менее, всех участников можно условно разделить на две группы: на трейдеров и инвесторов.

Заработок на инвестициях трейдеров чем-то сравним, хотя они и обидятся на такое сопоставление, с азартной игрой. Люди приходят на биржу и делают что-то наподобие ставок, утверждая, например, что цена на нефть в ближайшее время будет расти. И покупая акции нефтяных компаний.

Узор

Чтобы получить возможность покупать и продавать ценные бумаги откройте счёт в брокерской или управляющей компании

ООО УК «Альфа-Капитал»

ЦИФРА брокер

Тинькофф Инвестиции

Акционерное общество «ААА Управление Капиталом»

КБ «Ренессанс Кредит»

ОАО «Альфа-Банк»

В отличие от аналитиков и консультантов, трейдеры редко бросают слова на ветер, их идеи подтверждены деньгами, их ставками. Другое дело, что до 99 процентов всех трейдеров поздно или рано проигрываются и уходят с рынка капиталов навсегда.

Сколько можно заработать? Это полностью зависит от принимаемого на себя риска. Если, например, используется плечевое кредитование в соотношении 1 к 10, то изменение котировок на десять процентов или удвоит капитал, или отправит трейдера на улицу — искать более спокойную и стабильную работу.

При этом именно трейдеры в конечном счете выполняют очень важную для любой торговой площадки функцию — они обеспечивают ликвидность.

Что такое настоящие инвестиции

Однако конечно, в целом инвестиции — это не казино, и не зал с игровыми автоматами. В их основе — такое фундаментальное понятие, как рынок капиталов. В простом объяснении это выглядит так. Компаниям требуются деньги для развития, это с одной стороны. С другой, существуют инвесторы, которые могут их предоставить на тех или иных условиях. И те, и другие приходят на рынок капиталов и встречают друг друга.

Узор

Чтобы получить возможность покупать и продавать ценные бумаги откройте счёт в брокерской или управляющей компании

ООО УК «Альфа-Капитал»

ЦИФРА брокер

Тинькофф Инвестиции

Акционерное общество «ААА Управление Капиталом»

КБ «Ренессанс Кредит»

ОАО «Альфа-Банк»

Таким образом, инвестор не просто вкладывает деньги в надежде угадать, какие бумаги окажутся надежными и вырастут в цене, а зарабатывают на том, что продают свои активы на определенный срок. Разумеется при этом — выбирая для себя наиболее подходящие предложения из тех, которые есть на рынке. То есть в нашем случае — на бирже.

У инвестора есть выбор: потратить все, что есть, здесь и сейчас, отложить на завтра, разместив во вклад в банке за определенный процент, или отнести на рынок капиталов. С другой стороны, и у заемщиков-эмитентов тоже есть право найти финансирование, которое подходит больше. Или получить его в банке как кредит, или занять на фондовом рынке, выпустив облигации, или пригласить совладельцев, организовав эмиссию акций.

Понимание этих крайне простых вещей дает ответ на вопрос, сколько же реально можно заработать на инвестициях. Это определяется спросом и предложением на рынке капиталов. А привлеченные деньги должны как минимум окупаться реальным бизнесом, для которого они привлекаются.

Узор

Чтобы получить возможность покупать и продавать ценные бумаги откройте счёт в брокерской или управляющей компании

ООО УК «Альфа-Капитал»

ЦИФРА брокер

Тинькофф Инвестиции

Акционерное общество «ААА Управление Капиталом»

КБ «Ренессанс Кредит»

ОАО «Альфа-Банк»

И это значит, что никакого дохода в 100 процентов годовых и в 50 процентов годовых, и даже в гарантированных 10 процентов годовых — не существует. Без риска — это будет ставка рефинансирования, остальное — плата за то, что может быть, инвестор получит прибыль, а может, убыток.

Как инвестировать без убытков

Вообще без убытков инвестировать невозможно, но есть шанс максимально снизить их вероятность, сделать вложение денег видом пассивного дохода, а не рискованных операций. Дело в том, что экономика страны с теми или иными возвратами — кризисами и периодами застоя, именуемыми рецессиями — тем не менее в целом растет и развивается.

Это значит, что инвестор может постепенно формировать портфель, который будет отражать общее развитие экономики, и вместе с ней получать свою долю прибыли. Есть очень простой способ, и вот как это сделать на практике.

Вместо того, чтобы собрать деньги, прийти на биржу, открыть счет у брокера и «молотить» целыми днями, покупая и продавая ценные бумаги, можно сделать иначе. Решить для себя, определить, какую часть из своего дохода переводить в инвестиции и раз за разом, из месяца в месяц и из года в год формировать свой портфель.

Узор

Чтобы получить возможность покупать и продавать ценные бумаги откройте счёт в брокерской или управляющей компании

ООО УК «Альфа-Капитал»

ЦИФРА брокер

Тинькофф Инвестиции

Акционерное общество «ААА Управление Капиталом»

КБ «Ренессанс Кредит»

ОАО «Альфа-Банк»

В результате инвестор станет обладателем активов, купленных по средней рыночной цене за длительный период. Как мы знаем, в целом, чтобы ни происходило с отдельными бумагами и в тот или иной промежуток времени, в итоге котировки на относительно большом отрезке времени вырастут. Все, как говорится, «профит».

Как начать инвестировать

Для начала надо выбрать рынки и брокера. Есть два подхода, и оба они в чем-то лучше, а в чем-то хуже. Первый заключается в том, чтобы открыть единый счет, сразу на все инструменты. Такие услуги предлагает ряд российских брокеров, берущихся обслуживать своих клиентов как в России, так и за рубежом.

Альтернативный вариант — пользоваться услугами местных финансовых организаций. Например, в России — ВТБ, Сбербанк и так далее по списку. На рынке американских акций — Merrill Edge, Interactive Brokers, TD Ameritrade и других.

Второй путь надежнее, если есть знание английского. Хотя насколько нам известно, все больше и больше иностранных компаний говорят с клиентами в том числе и на русском языке.

Узор

Чтобы получить возможность покупать и продавать ценные бумаги откройте счёт в брокерской или управляющей компании

ООО УК «Альфа-Капитал»

ЦИФРА брокер

Тинькофф Инвестиции

Акционерное общество «ААА Управление Капиталом»

КБ «Ренессанс Кредит»

ОАО «Альфа-Банк»

Для того, чтобы начать зарабатывать на инвестициях, можно предложить такой план действий.

  1. Во-первых, необходимо привести свои финансовые дела в порядок, погасить дорогие кредиты и прочее. Потому что выплаты по займу все равно превысят доходы от инвестиций даже в самые рискованные и прибыльные акции, кто бы в этом сомневался.
  2. Во-вторых, принять решение, сколько из текущих доходов инвестор может позволить себе вкладывать — месяц за месяцем, год за годом.
  3. В-третьих, необходимо открыть брокерский счет. Причем предложения о так называемых ИИС, индивидуальных инвестиционных счетах, дающих определенные налоговые льготы — как раз то, что нужно.
  4. В-четвертых, надо соблюдать дисциплину, исполнять свой собственный финансовый план. И изучать экономику — чтобы знать, в какие именно бумаги в итоге вкладывать.

Какие инструменты выбрать

Выбор инструментов для заработка на инвестициях зависит от личной объективной ситуации. Общее правило может быть таким: для гарантированного невысокого дохода — облигации, для перспективы роста, исполнения стратегии постепенного формирования портфеля, о котором идет речь — акции.

Узор

Чтобы получить возможность покупать и продавать ценные бумаги откройте счёт в брокерской или управляющей компании

ООО УК «Альфа-Капитал»

ЦИФРА брокер

Тинькофф Инвестиции

Акционерное общество «ААА Управление Капиталом»

КБ «Ренессанс Кредит»

ОАО «Альфа-Банк»

Есть ли другие варианты? Как только у инвестора появляются деньги, к нему тут же выстраивается очередь из желающих их получить. Или, скажем более мягко, привлечь. Рынок ценных бумаг обычно отличается одним главным качеством: много ликвидных инструментов. Если что-то пошло не так, можно ограничить убыток и выйти.

Бывают ли хорошими другие варианты инвестирования? Например, в недвижимость. Да, и этот вид вложений может приносить стабильный пассивный доход. Но есть одно но: ликвидность. Сколько понадобится времени, чтобы продать объект недвижимости в кризис? Какую скидку придется предложить покупателю, чтобы он не просто посмотрел объект, а совершил реальную сделку?

Во что можно вложить деньги

Существует множества вариантов вложения денег, причем инвестиции различаются по своей доходности и риску. В финансах действует непреложное правило: чем выше доходность, тем больше риск.

Акции

Инвестиции принято делить на различные классы. Такие, например, как инвестиции в акции, акции и облигации. Акции — это долевые ценные бумаги, покупая акции, инвестор становится совладельцем бизнеса, может претендовать на долю в его доходах в виде дивидендов и на прибыль от роста котировок.

Узор

Чтобы получить возможность покупать и продавать ценные бумаги откройте счёт в брокерской или управляющей компании

ООО УК «Альфа-Капитал»

ЦИФРА брокер

Тинькофф Инвестиции

Акционерное общество «ААА Управление Капиталом»

КБ «Ренессанс Кредит»

ОАО «Альфа-Банк»

Облигации

В отличие от акций, облигации являются долговыми инструментами. Они ближе всего к вкладу в банк. Инвестор может рассчитывать на гарантированные выплаты купонов, если они предусмотрены выпуском, и получении определенной суммы в конце срока. Но в отличие от вклада в банк, инвестор может продать облигацию в любой момент и получить ее рыночную стоимость.

Паи фондов

Помимо самостоятельной покупки ценных бумаг существуют также коллективные формы вложения при помощи паевых инвестиционных фондов. Фонд представляет собой единый пул собранных средств инвесторов, который в итоге управляется профессионалами и используется для вложения денег в те же акции, облигации и другие активы.

Товары, производные ценные бумаги

Теоретически к инвестициям также относятся вложения в производные ценные бумаги, если они делаются не с целью реальной покупки или продажи лежащих в их основе активов — валют, золота, нефти, металлов и так далее, а с целью получения прибыли за счет изменения котировок. Однако этот вид вложений относится к самым рискованным и вряд ли подходит частным инвесторам, в особенности, начинающим.

Читать статью  Пять интересных инструментов для пассивного инвестирования на американском рынке

Узор

Чтобы получить возможность покупать и продавать ценные бумаги откройте счёт в брокерской или управляющей компании

ООО УК «Альфа-Капитал»

ЦИФРА брокер

Тинькофф Инвестиции

Акционерное общество «ААА Управление Капиталом»

КБ «Ренессанс Кредит»

ОАО «Альфа-Банк»

Золото

Отдельный вид инвестиций со своей спецификой — покупка драгоценных металлов. К сожалению, пока сделки с реальным металлом облагаются налогом на добавленную стоимость, это вид вложений остается не развитым и не до конца востребованным.

Валюты, недвижимость

В бытовом смысле мы называем инвестициями, если покупаем валюту или недвижимость. Строго говоря, это не совсем так. С точки зрения теории вложения в эти активы к инвестициям не относятся. Валюты — сегмент не инвестиционных, а денежных рынков, а недвижимость — вообще понятие совершенно самостоятельное. Однако, конечно, с точки зрения обычного вкладчика — это тоже объекты для размещения денег.

Предметы искусства и прочее

Еще одно, по большому счету, экзотическое направление инвестирования — покупка произведений искусства, антиквариата, и т. п. Однако для того, чтобы заниматься этим видом вложений, надо очень хорошо в этом разбираться. Такой вид инвестиций — явно не для каждого.

Узор

Чтобы получить возможность покупать и продавать ценные бумаги откройте счёт в брокерской или управляющей компании

ООО УК «Альфа-Капитал»

ЦИФРА брокер

Тинькофф Инвестиции

Акционерное общество «ААА Управление Капиталом»

КБ «Ренессанс Кредит»

ОАО «Альфа-Банк»

Сроки инвестиций

Доходность инвестиций зависит от срока, на который вкладываются деньги. Чем он дольше, тем более высокую доходность может ожидать инвестор. Это связано с тем, что мы инвестируем деньги, отказывая себе в чем-то прямо сегодня, здесь и сейчас. За это с экономической точки зрения должна быть выплачена та или иная компенсация, зависящая от времени нашей отсрочки на реализацию желаний.

Второй момент заключается в том, что чем больше срок, тем выше, к сожалению, риск, которому подвергаются наши инвестиции. На более длинном промежутке времени возрастает вероятность неблагоприятного развития событий — банкротства эмитента, изменение его финансовой ситуации из-за изменения спроса на его продукцию, начало рецессии или даже кризиса в экономике в целом, и так далее.

В качестве иллюстрации можно привести зависимость доходности облигаций от оставшихся сроков до их погашения.

Реальный пример 2020 года. При ставке рефинансирования в 5.5% на рынке сложилась такая ситуация. Облигации со сроком менее года 5.2-5.3% годовых. Один год 5.3-5.5%. Со сроком погашения в пять лет 5.6-5.7%. На десять лет 6.1-6.2%, и так далее.

Узор

Чтобы получить возможность покупать и продавать ценные бумаги откройте счёт в брокерской или управляющей компании

ООО УК «Альфа-Капитал»

ЦИФРА брокер

Тинькофф Инвестиции

Акционерное общество «ААА Управление Капиталом»

КБ «Ренессанс Кредит»

ОАО «Альфа-Банк»

Сколько можно заработать?

В целом мы можем говорить о том, что мировая экономика растет где-то до пяти процентов в год. Разумеется, в валюте. Если кто-то предлагает десять процентов в рублях, и говорит, что это замечательно, то хотелось бы напомнить разницу курса на начало прошлого года и на его конец. Результат был бы таким: 10 процентов заработано, но при этом на плавном снижении рубля 20 с лишним процента потеряно. Где же здесь плюс?

Чуть ниже должна быть валютная доходность от инвестиций в облигации, но их использование предполагается только в качестве резерва, а не стратегического роста.

Можно ли заработать больше? Да, если произойдет что-то важное: технический прогресс, прорыв в новых отраслях, — а инвестор окажется у самых истоков. Те, кто первый оценил перспективы перехода с угля на нефть в прошлом — одни из самых богатых кланов на планете сегодня, например, клан Ротшильдов. Далеко ходить не надо, достаточно было оценить перспективы развития электроники и в частности, компьютерных технологий лет тридцать назад — и можно сказать, миллиард уже в кармане.

Узор

Чтобы получить возможность покупать и продавать ценные бумаги откройте счёт в брокерской или управляющей компании

ООО УК «Альфа-Капитал»

ЦИФРА брокер

Тинькофф Инвестиции

Акционерное общество «ААА Управление Капиталом»

КБ «Ренессанс Кредит»

ОАО «Альфа-Банк»

Разберем примеры, сколько можно было заработать на разных видах инвестиций, предположим, в 2020 году. Рынок российских акций вырос, если судить по индексу, на 13%. Таким образом, если бы инвестор вложил в свой портфель те же бумаги, которые составляют индекс Московской биржи, то он получил бы доход как минимум вдвое выше, чем по вкладу в банке.

В этот же самый период кредитные организации привлекали вклады под 4-5 процентов. А на рынке облигаций по государственным ценным бумагам доходность составляла, как мы видим из предыдущего примера, 5.2% годовых. По корпоративным облигациям доходность была еще выше — 6-10 процентов, в зависимости от надежности предприятий.

Таким образом, разместив деньги через брокера на бирже, инвестор мог рассчитывать на рынке облигаций пусть не в два, но в полтора раза больше, чем в банке. При этом, конечно, такие инвестиции не подпадают под гарантии вкладов.

Но, с другой стороны, если покупать облигации крупнейших российских компаний, то их существование обеспечено как минимум доступом к сырьевым ресурсам. За ними, в отличие от кредитных организаций, как правило стоят реальные производственные активы, генерирующие стабильные доходы.

Какова реальная доходность от инвестиций? Или как разумные ожидания помогают избежать потерь

Многие новички, пришедшие на фондовый рынок имеют завышенные ожидания о будущей прибыли. Не важно речь идет об акциях, облигациях, золоте или недвижимости. Погоня за повышенными доходностями часто приводит к обратному результату — люди теряют деньги.

«Зачем мне нужны жалкие 10-15% годовых? Я хочу иметь хотя бы 30-40% ежегодно. Ну ладно, на крайний случай 20-25%.»

При этом многие не понимают силу сложных процентов. Каждый дополнительный процент прибыли может дать огромный прирост дополнительного богатства c течением времени.

Яркий пример.

10 000 инвестированных под 10% годовых за 100 лет вырастают до 138 МИЛЛИОНОВ.

Как вы думаете, сколько денег будет, если удвоить годовую доходность? Вместо 10 будет 20% годовых.

Если вы ответили в 2 раза больше, (то есть в районе 276 миллионов), то будете очень далеки от истины.

10 000 инвестированных под 20% годовых за 100 лет превращаются в 828 МИЛЛИАРДОВ.

Увеличение нормы доходности в 2 раза изменило прибыль более чем в 6 000 раз.

Но 100 лет — это слишком много для обычного человека. Более реальная картина роста капитала под разные доходности (10% и 20%) представлена на картинке ниже.

Рост капитала при разной доходности

За 20 лет — 10% годовая доходность превращает $10 000 в сумму $67 275.

20% годовых дает прирост до $383 386.

Что такое хорошая годовая доходность?

Для инвестора в первую очередь важен не абсолютный прирост капитала (или денежного эквивалента), а его покупательная способность. То есть сколько булок хлеба, молока, пар обуви или ящиков пива можно купить. И сколько полученная прибыль позволит приобрести дополнительных вещей.

Дабы это измерить нужно из номинальной доходности вычесть инфляцию. Именно прибыль сверх инфляции и повышает покупательную способность ваших денег.

Пример.

Вклад в банке приносит 6% годовых. Это номинальная доходность. Но за это время инфляцию в стране составила 4%. Итого реальная доходность вклада «всего 2%».

Акции одной компании за год принесли инвестору 1 000% прибыли. Неплохо — скажете вы! Да. Только эта компания находится где-то в Зимбабве. Где годовая инфляция исчисляется десятками тысяч процентов.

По факту инвестор, несмотря на внушительный номинальный доход, получил серьезный убыток. Покупательная способность денег уменьшилась.

У разных классов активов разная норма прибыли. Она может сильно меняться с течением времени (буквально в разы). Но мы можем для себя определить некую историческую среднюю за длительный период времени. На которую и можно будет опираться.

Золото

Золото несколько тысячелетий выступало мерилом богатства. Его охотно покупают государства, банки, инвест. фонды и обычные граждане.

Истинную стоимость золото (в каждый конкретный момент времени) определить невозможно. Котировки зависят от баланса спроса и предложения. Если количество желающих купить больше желающих продать, то цены растут.

В этом и кроется одна из главных опасностей для инвестора. Нельзя однозначно утверждать, что золото в будущем будет расти в цене. В истории были периоды, когда после падения золота, до предыдущего максимума котировки возвращались спустя несколько десятилетий.

Инвестиции в золото

Второй недостаток золота — оно не приносит добавленную стоимость. Килограмм (центнер, тонна) золота и через год и через 100 — 200 лет так и останется килограммом (Ц, Т).

Что у нас по доходности?

С 1972 по 2020 среднегодовая доходность золота составила 8%. За вычетом инфляции (реальная доходность) — 4%.

С одной стороны неплохо. Но большая часть прибыли была получена в 21 веке.

Если разбить период на 2 интервала (до 2000 года и после), то получим следующие данные:

Интервал Доходность золота, средняя в год
номинальная реальная
1972 — 2000 гг. 6,55% 1,35%
2000 — 2020 гг. 9,35% 7,1%

Облигации

Средняя доходность рынка облигаций с середины прошлого столетия по 2020 — составляет примерно 2% годовых. Но опять же это связано с высокими процентными ставками, которые наблюдались в 20 веке и начале текущего столетия.

Если взять данные за последнее десятилетие, то реальная доходность облигаций колеблется в пределах 1-1,5% годовых. И понижается с каждым годом.

Недвижимость

Здесь мы рассмотрим фонды недвижимости — REIT. Инвестиции в недвижимость за последние 30 лет приносили средний годовой доход — 8.88%. Или 6,55% реальной доходности.

В отдельные года рынок недвижимости рос на 30-35%. Но и падения были немаленькие. С пиков котировки падали на 68%. И восстановление занимало несколько лет.

Статистика доходности REIT

Но тем не менее инвесторы зарабатывали на недвижимости в среднем по 6,55% годовых.

Акции

Можно ли на отдельных акциях зарабатывать десятки-сотни процентов прибыли ежегодно? — ДА.

Можно ли это делать постоянно. На протяжении многих лет. — И ДА. И НЕТ.

Сформулируем точнее вопрос: Может ли большинство инвесторов правильно выбирать акции, которые будут приносить им постоянно высокую прибыль, в разы превышающую доходность рынка? — ОДНОЗНАЧНО НЕТ.

Так что там с рынком акций? Сколько на нем можно заработать?

Акции считаются самым доходным инструментом. На длительных дистанциях они стабильно обходят другие классы активов.

Посмотрим так ли это?

Американский рынок с 1986 по 2020 показывал реальную доходность 8,04% годовых.

Совокупная доходность глобального фондового рынка (за исключением США) за тот же период составила 4,2% реальной доходности. Если немного расширить горизонт на несколько десятилетий, то мы получим примерно ставку доходности в районе 5% годовых.

Читать статью  Что такое волатильность?

График доходности рынка акций

Резюмируя

Если вы новичок и хотите стабильно получать что-то на уровне 15-20% годовых в течение десятилетий, вложив деньги в акции голубых фишек, вас ждет разочарование — этого не произойдет.

Если кто-то предлагает вложить деньги, обещая высокие проценты, скорее всего разводит вас на бабки. Либо использует инструменты с огромным риском. С большей долей вероятности, вместо прибыли вы будете подсчитывать убытки.

Представленные выше исторические средние доходности в реальности могут вам и не повстречаться. Рынок (и котировки активов) обладают огромной волатильностью. Если бы вы владели активами за этот период, то помимо роста, могли бы долгое время находится в просадке. Годами дожидаясь восстановления котировок. Как долго может падать и восстанавливаться рынок писал здесь.

Инвестируя деньги мы все преследуем одну цель — накопить определенную сумму. Ставим план и необходимые действия по его достижению.

«Если буду откладывать ежемесячно по . тысяч рублей, инвестировать эти деньги в . то через 20 лет у меня будет сумма в . миллионов. Которая позволит мне жить на проценты от капитала.»

Основывая свои ожидания на неверных (повышенных) представлениях о нормах доходности, к концу срока инвестирования нас будет ждать разочарование. Мы либо не достигнем цели. Либо понадобится еще несколько дополнительных лет (которых кстати может и не быть в запасе, если речь идет о пенсионном возрасте).

Поэтому лучше прогнозировать будущую доходность, основываясь на консервативной оценке. А если за период инвестирования вам удастся заработать больше прогнозируемого, то пусть это будем приятным бонусом.

Что такое ROI и когда его нужно считать

Предприниматели и инвесторы вкладывают деньги в бизнес ради получения прибыли, поэтому важно регулярно отслеживать, какой результат приносят инвестиции. Не исключено, что компания работает в убыток, но это не сразу становится очевидным. Для точной количественной оценки применяется параметр ROI. В данной статье рассмотрим, как он помогает оценить рентабельность инвестиций и влияет на управление бизнесом в целом.

ROI

Что такое ROI

Финансовый показатель ROI переводится с английского языка как return on investment и отражает окупаемость инвестированных средств. Чтобы его вычислить, нужно знать всего два параметра:

  • сумма инвестиций;
  • доход.

С помощью ROI можно рассчитывать окупаемость инвестиций, вложенных в весь бизнес, отдельный проект, продукт или текущие потребности фирмы. Для понимания рентабельности вложений в маркетинг и рекламу используют показатель ROMI.

Зачем считать ROI

Принятие управленческих решений невозможно без анализа финансовых показателей предприятия. Расчет ROI позволяет не только оценивать рентабельность вложений, но также:

  • планировать бюджет;
  • выделять наиболее эффективные каналы сбыта;
  • составлять стратегию для успешного развития компании;
  • избегать популярных ошибок и вложения денег впустую;
  • отслеживать инвестиционную привлекательность бизнеса;

Инвесторам ROI позволяет проводить обработку данных о компаниях, сравнивать их и формировать предельно стабильные инвестиционные портфели.

Как рассчитать ROI

Подсчет ROI начинается с подготовки исходных данных, которые помогут с учетом всех необходимых показателей получить предельно корректный ответ. Чтобы коэффициент возврата инвестиций был точнее, рекомендуется рассматривать более продолжительный период.

Чтобы оценивать эффективность вложений, используют разные методы подсчета:

  • по формуле или вручную – применяется, когда следует детально проанализировать финансовые тонкости бизнеса, производства или проекта, узнать источники тех или иных параметров; занимает много времени;
  • с помощью таблицы Excel – полуавтоматизированный, достаточно удобный способ бесплатно рассчитать показатель; проследить положение дел в бизнесе помогает наглядность в виде таблицы со всеми параметрами;
  • с помощью онлайн-калькулятора – идеальный способ, если вы хотите быстро вычислить ROI. Достаточно вписать соответствующие значения, и программа сразу же подсчитает коэффициент по запрограммированной формуле.

Выбрать тот или иной метод расчета нужно с учетом исходных целей.

Формула расчета ROI

Формула применяется для получения наиболее точных расчетов и детального анализа финансового положения в организации.

Предприниматели и инвесторы предпочитают рассчитывать ROI по самой простой формуле:

формула ROI

ROI = (Доход от вложений – Сумма вложений) / Сумма вложений * 100%

Она дает поверхностное представление о финансах в бизнесе и позволяет понять лишь то, окупаются инвестиции или нет.

Переломным значением в оценке окупаемости вложений является число 0. Если получен отрицательный коэффициент, это говорит о том, что инвестиции не окупаются.

В формуле учитываются показатели прибыли и вложения за заданный период. За этот же период рассчитывается коэффициент возврата инвестиций.

Финансисты предпочитают рассчитывать ROI по более сложной формуле. Она показывает сумму, на которую бюджет увеличился к концу периода:

сложная формула ROI

ROI = (Сумма вложений к концу периода + Доход за период – Сумма инвестиций) / Сумма инвестиций

Маркетологи и интернет-маркетологи рассчитывают ROMI, в котором учитываются только расходы на маркетинг: упаковку, рекламу, размещение баннеров, выпуск бумажной продукции, продвижение в Сети и т. д.

формула ROMI

ROMI = (Прибыль – Расходы на маркетинг) / Расходы на маркетинг * 100%

Чтобы узнать, какой процент инвестиций в один канал продвижения окупился, рассчитывают показатель ROAS. Для этого используется формула:

формула ROAS

ROAS = Прибыль от рекламной кампании / Расходы на маркетинг * 100%

Здесь участвуют расходы на ту же рекламу, с которой получен доход.

Excel шаблон

В процессе ручного расчета, несмотря на точность метода, можно допустить ошибку или просто не учесть важные параметры ввиду человеческого фактора. Чтобы получить сравнительно объективный ROI с небольшими затратами времени на вычисления, используют шаблон в таблицах Excel. Он позволяет автоматизировать процесс и учесть максимум нужных показателей. Однако обновлять значения переменных и задавать формулу в этом случае нужно вручную.

Калькулятор расчета

Полностью автоматизированный калькулятор с уже прописанной формулой для вычисления ROI. Здесь остается лишь ввести переменные и запросить расчет с помощью кнопки. Недостаток вычислений с помощью онлайн-калькулятора – невозможность сохранять полученные данные. Чтобы отслеживать динамику, нужно вести таблицу вручную.

Функциональные калькуляторы ROI: Ciox, Checkroi, Advego, Unisender.

Также у нас есть свой онлайн-калькулятор ROI, которым вы можете свободно воспользоваться для расчета окупаемости инвестиционных средств.

Как автоматизировать расчет ROI

Когда предстоит работать с большими массивами данных, стоит автоматизировать процесс. Это можно сделать, используя специальные инструменты, в т. ч. сервисы сквозной аналитики. Благодаря им не нужно вручную переносить значения доходов и расходов по каждому источнику трафика, объявлению и ключевому слову. Сервисы синхронизированы с CRM и не требует ручных действий.

Neiros

Сервис сквозной аналитики Neiros подтягивает данные из корпоративной CRM и объединяет их с показателями с сайта, рекламных каналов, коллтрекинга и других подключенных систем. Сводный отчет позволяет увидеть:

  • количество переходов с рекламы на сайт;
  • количество заявок и закрытых продаж;
  • сколько денег на всё это потрачено.

Сервис рассчитывает ROI автоматически и позволяет анализировать, насколько тот или иной канал траффика эффективен. В Neiros коэффициент возврата отслеживается для разных каналов, включая Google Ads, Яндекс.Директ, ВК и email-рассылки.

Google Analytics

Общедоступный онлайн-сервис для работы с данными, полученными по каналам Google. Позволяет вести статистику, анализировать, рассчитывать необходимые показатели по заданным метрикам. Если в рекламных кампаниях используются данные из других систем (Яндекс, Instagram, Facebook и другие), их нужно предварительно импортировать.

Google Analytics позволяет использовать только одну модель атрибуции, поэтому в расчетах могут быть учтены не все транзакции.

Google Sheets

Еще один способ автоматизировать расчеты – перенос данных в Google Sheets из Google Analytics. Сделать всё это можно вручную. Однако сервис имеет ограничения по объемам данных, поэтому работать с большими массивами информации здесь не удастся.

Отличия ROI от других показателей

ROI, ROMI, ROAS, ДРР – эти показатели близки по смыслу и часто их путают. Рассмотрим, чем они отличаются друг от друга.

отличия ROI от других показателей

ROMI расшифровывается как Return on Marketing Investment и отражает окупаемость маркетинговых инвестиций. Он имеет прямое отношение к ROI и отличается от него тем, что берутся во внимание только расходы на маркетинг.

Формула ROMI аналогична ROI:

формула ROMI

ROMI = (Прибыль – Вложения в маркетинг) / Вложения в маркетинг * 100%

Важно не путать маркетинг с рекламой. В ROMI учитываются абсолютно все маркетинговые затраты: реклама, продвижение, зарплата маркетологу, копирайтеру, дизайнеру и прочее.

Пример. Фирма «ХХХ» продает через интернет-магазин деревянные изделия. Чтобы о продуктах и производителе узнавали предприятия запустило рекламу и каждый месяц тратит:

  • на рекламу – 50 000 р.;
  • на настройку объявлений – 10 000 р.;
  • на написание текстов объявлений – 8 000 р.

К концу месяца реклама принесла доход в размере 210 000 р. Рассчитаем окупаемость вложений.

ROMI = (210 000 – (50 000 + 10 000 + 8 000)) / (50 000 + 10 000 + 8 000) * 100% = 208%

Это значит, что за месяц вложения в маркетинг окупились вдвое.

ROAS расшифровывается как Return on Ad Spend и показывает, насколько окупаются деньги, вложенные в рекламные кампании. В отличие от ROMI, здесь не учитываются сопутствующие маркетинговые расходы, а берутся исключительно данные по рекламе.

формула ROAS

ROAS = Прибыль от рекламы / Вложения в рекламу * 100%

На основе приведенного выше примера, посмотрим, окупаются ли вложения в рекламу у компании «ХХХ».

ROA = 210 000 / 50 000 * 100% = 420%

Это значит, что, вкладывая 1 рубль в рекламу, компания зарабатывает 4,2 рубля.

Доля рекламных рынков – то же самое, что CRR, – показатель, который помогает увидеть, какой процент от доходов с рекламы составляют издержки на нее. В отличие от ROI, где стремятся к более высокому значению, ДРР, наоборот, должен быть как можно ниже.

Чем меньше значение ДРР, тем выгоднее рекламная кампания.

формула ДРР

ДРР = Издержки на рекламную кампанию / Прибыль с рекламы * 100%

Вычислим ДРР для нашего примера.

ДРР = 50 000 / 210 000 * 100% = 24%

Результат говорит о том, что компания «ХХХ» с каждого полученного с рекламы рубля тратит на нее 24 копейки.

Какие показатели рассчитываются вместе с ROI

ROI не единственный показатель, который нужно знать, чтобы оценить окупаемость инвестированных средств. Получить полную картину и понять, действительно ли инвестиции приносят достаточную прибыль, помогают показатели ROE и ROA.

  • ROE – помогает оценить, насколько рентабелен собственный капитал фирмы, за все время, и понять, будет ли она стабильно работать в долгосрочной перспективе.
  • ROA – помогает оценить степень рентабельности собственного капитала фирмы, накопленного за последние 12 месяцев. В совокупности с ROI демонстрирует перепады рентабельности и позволяет спрогнозировать, насколько стабильный курс держит компания.

С помощью этих инструментов можно оценивать рентабельность инвестиций только применительно к бизнесу в целом.

Специфика ROI в разных направлениях инвестиций

Рассчитать окупаемость инвестированных в бизнес денег точно не всегда возможно. Трудности в подсчетах связаны с тем, что порой бывает сложно получить необходимые исходные данные о расходах. Особенно остро эта проблема стоит в компаниях, которые работают в сложных направлениях.

Читать статью  Инвестиционные стратегии: какими они бывают и как выбрать свою

Наибольшую эффективность ROI имеет в следующих направлениях:

наибольшую эффективность ROI имеет в следующих направлениях

  1. Прямые продажи или прямой маркетинг – услуги и товары реализуются через оффлайн-магазины, интернет, каталоги, путем рассылки новостей и предложений по email.
  2. Программы лояльности – окупаемость вложений можно вычислить по каждому клиенту.
  3. Стимуляция сбыта – продажи можно оптимизировать путем вложения бюджета в маркетинговые кампании с последующим возвратом.
  4. Работа с клиентами – вложения в политику компании и взаимодействие с клиентами окупаются за счет повторных покупок, что можно легко посчитать.

Наиболее точное значение ROI можно получить, если рассчитать его по итогам проведенных мероприятий (рассылки, акции, реклама).

Какой показатель ROI считается нормальным

По итогам расчета ROI нужно правильно интерпретировать результаты, а это во многом зависит от того, куда вложили деньги. Не существует одного конкретного порога процента окупаемости инвестиций, который будет считаться одинаково хорошим для всех сфер деятельности. В каждом случае приемлемы свои значения.

Для бизнеса. Если ROI выше 10%, можно говорить о том, что фирма работает в плюс.

Для маркетинга. Здесь коэффициент возврата должен превышать 100%, иначе можно считать, что прибыль от рекламы не покрывает затраты на нее. Чем больше ROI в данном случае, тем лучше.

Для валютных и фондовых рынков. Приемлемыми считаются даже отрицательные коэффициенты, поскольку акции склонны меняться в цене за считанные часы. Большинство инвесторов, вкладывая деньги, не придают значения этому показателю и инвестируют даже в активы с отрицательным ROI.

При анализе результатов стоит рассматривать каждый бизнес индивидуально. Некоторые проекты на начальном этапе кажутся убыточными, но очень хорошо окупаются со временем.

Примеры расчета ROI

Для лучшей демонстрации расчета коэффициента окупаемости инвестиций в разных сферах рассмотрим несколько примеров.

примеры расчета ROI

Пример 1. Недвижимость

Планируется взять ипотеку на 1-комнатную квартиру для сдачи её в аренду. Посмотрим, окупятся ли вложения в недвижимость при условии, что:

  • цена квартиры – 1 800 000 р.;
  • стартовый взнос по ипотеке – 270 000 р. (15%);
  • срок кредитования – 20 лет;
  • ставка по кредиту – 10% годовых;
  • ежемесячная оплата по кредиту — 14 765 р.;
  • предполагаемая арендная плата – 20 000 р.

ROI = (20 000 – 14 765) * 12 / (14 765 * 12 + 270 000) * 100% = 14%

Коэффициент показывает, что идея инвестировать в недвижимость с последующей ее сдачей в аренду имеет определенную выгоду. Но необходимо учитывать, что в расчете приняты идеальные условия – непрерывная сдача квартиры в аренду в течение года.

Пример 2. Рекламная кампания в Google Ads

Интернет-магазин запускает контекстную рекламу в Google с целью привлечения покупателей и увеличения дохода. Подсчитаем ROI при следующих исходных данных:

  • затраты на рекламную кампанию в месяц – 60 000 р.;
  • выручка за период – 180 000 р.; – 110 000 р.

Необходимо определить валовую прибыль за период: 180 000 – 110 000 = 70 000 р.

ROI = (70 000 – 60 000) / 60 000 * 100% = 16,7%

Из расчета видно, что с каждого потраченного на рекламу рубля интернет-магазин вернул 16,7 копеек. Несмотря на положительный коэффициент, эффективность оказалась недостаточной. Рекомендуется пересмотреть ее или перенаправить часть бюджета в поддержку другого вида рекламы.

Пример 3. Email-маркетинг

Предприятие вложило часть бюджета в email-продвижение. Была запущена рассылка, которая привела клиентов. Исходные данные:

  • выручка с продаж – 284 000 р.;
  • маржа составила 22%;
  • стоимость сервиса рассылок – 7 000 р.;
  • з/п сотруднику – 25 000 р.

Валовая прибыль = 284 000 * 0,22 = 62 480 р.

ROMI = (62 480 – 7 000 – 25 000) / (7 000 + 25 000) * 100% = 95%

Это значит, что каждый вложенный в рассылку рубль принес компании 95 копеек. Вложения в рекламу не окупились.

Пример 4. Рынок ценных бумаг

Покупая ценные бумаги в июне, инвестор тратил на каждую акцию 8 000 рублей. Дивиденды с них составляли 500 рублей ежемесячно. Когда в декабре акции подорожали до 15 000 рублей, инвестор продал их. Вычислим ROI, чтобы понять, была ли удачной инвестиция.

Прибыль за период с июня по декабрь = (15 000 – 8 000) + (500 * 7) = 10 500 рублей

ROI = 10 500 / 8 000 * 100% = 131,25%

Высокий коэффициент свидетельствует о выгодном инвестировании. Каждый вложенный рубль принес инвестору 1,3 рубля чистого дохода.

Пример 5. Реклама офлайн

Магазин детской одежды запустил рекламную кампанию, в рамках которых промоутер на улице раздавал листовки и приглашал людей зайти внутрь. Чтобы узнать, было ли это эффективным, найдем ROI. Исходные данные:

  • чистая прибыль за период действия акции – 240 000 р;
  • зарплата промоутеру – 12 000 р.;
  • печать листовок – 5 000 р.

ROMI = (240 000 – 12 000 – 5 000) / (12 000 + 5 000) * 100% = 1 312%

Результат говорит о сверхвысокой окупаемости. За каждый потраченный рубль магазин вернул 13 рублей чистого дохода.

Нюансы при расчете

нюансы при расчете ROI

  • Модель атрибуции на основе воронки дает возможность предельно точно рассчитать ROI. В противном случае из-за многочисленных действий на сайте и за его пределами клиент может «потеряться», а данные по нему не смогут участвовать в вычислениях.
  • На выручку влияет много факторов, которые необходимо учитывать при запуске рекламной кампании и в работе бизнеса в целом: качество сервиса, работа менеджера, контроль наличия товара на складе, актуальность контактов на сайте и т. д.
  • Затраты нестабильны и могут меняться в расчетном периоде: повысилась стоимость доставки, увеличилась цена закупки, подорожали коммунальные услуги.
  • Анализ лучше проводить в динамике. Это поможет учесть клиентов, которые пришли с рекламы, но приняли решение о покупке не сразу.

Какие ошибки возможны при расчете ROI

Субъективность при вычислении показателя, особенности жизненных циклов продаж, множество вариантов расчетов приводят к допущению ошибок. Рассмотрим наиболее частые причины неточных результатов.

какие ошибки возможны при расчете ROI

  • Не учтены дополнительные расходы: эксплуатационные, оплаты подрядным компаниям, налоги, комиссионные выплаты и др.
  • Использование разных отчетов, значения в которых различаются.
  • Путаница в понятиях «прибыль» и «выручка». Иногда вместо прибыли считают выручку, что априори неверно.
  • Неверное распределение сумм дохода и издержек между несколькими проектами, продуктами или рекламными кампаниями.
  • Не учтена средняя продолжительность цикла сделки, из-за чего теряются данные о долго думающих клиентах.

Что делать после расчета

Когда ROI посчитан, возникает закономерный вопрос: что делать с результатами? Существует несколько вариантов дальнейших действий.

  • Анализ. Важно оценить, как меняется показатель в условиях рынка. В ходе анализа можно быстро определить, куда нерационально тратятся деньги, и перенаправить финансовые потоки.
  • Корректировки. Если ROI показал неудовлетворительный результат, можно не отказываться от проекта полностью, а частично его изменить, например, отключить неэффективные каналы.
  • Эксперименты. Зная текущий показатель, можно пробовать реализовывать новые идеи, выводить на рынок новые продукты, запускать проекты, которые были в планах, корректируя действия в процессе эксперимента.

В каких случаях ROI неинформативен

Многие инвесторы и бизнесмены рассчитывают ROI как основной показатель окупаемости и индикатор эффективности. Однако не всегда он бывает объективен и информативен. Рассмотрим, когда именно не стоит смотреть на этот коэффициент.

d каких случаях ROI неинформативен

  • Когда компания использует сложную маркетинговую модель. Расчет не дает понимания, какой маркетинговый прием принес результат, а какой ни к чему не привел.
  • На первом этапе стартапа или в самом начале работы компании. Расходы, значительно превышающие прибыль, негативно скажутся на значении ROI, но это не значит, что бизнес всегда будет убыточным.
  • При существенной разнице в цене продуктов. Не учитываются доли по каждому товару или услуге в общей сумме выручки, а значит, показатель будет искусственно завышен.

Рассмотрим пример, когда ROI неинформативен.

Автосалон выставил на продажу автомобиль и запустил рекламу. Покупатель ее увидел, перешел по ссылке, заинтересовался, но не стал принимать решение сразу. Через некоторое время посетил автосалон, посмотрел товар вживую и снова взял тайм-аут на раздумья. Только спустя две недели клиент вернулся, чтобы купить машину.

Как видно, из-за долгих раздумий покупателя ROI со временем меняется и не может служить основанием для оценки окупаемости рекламной кампании.

Преимущества и недостатки ROI

Как и любой финансовый показатель, коэффициент возврата инвестиций имеет преимущества и недостатки, которые позволяют объективно оценить его способность оценивать эффективность бизнес- и маркетинговых процессов.

Среди преимуществ ROI:

К серьезным недостаткам относятся:

  • быстрая оценка состояния финансов в компании;
  • возможность простого сравнения нескольких компаний по инвестиционным активам;
  • учет суммы всех видов инвестиционных доходов, в т. ч. долгосрочных;
  • изменение формулы для повышения информативности коэффициента в определенных ситуациях;
  • демонстрация верности принятого инвестиционного решения.
  • невозможность учесть фактор времени, все затраты и вложения;
  • не отражает реальное положение дел на сложных рынках (без среднего чека, нормы дохода, с длинным циклом продаж);
  • позволяет оценить финансовую ситуацию только по факту, без возможности получить данные на перспективу;
  • для полной оценки эффективности нужны дополнительные значения других показателей и их комплексный анализ.

Как увеличить ROI

Наверняка каждый бизнесмен задумывается о том, как сделать, чтобы окупаемость вложенных средств повысилась. Рассмотрим основные методы.

как увеличить ROI

  1. Снижайте расходы. Разумная экономия с участием кризис-менеджера позволит тратить меньше, но не отказываться от важных для бизнеса статей расходов.
  2. Увеличивайте прибыль. В этом помогает открытие новых рынков сбыта продукции, расширение ассортимента или набора услуг.
  3. Перераспределяйте расходы. Нужно грамотно рассредоточить издержки между проектами, учесть зависимость затрат от числа персонала.
  4. Увеличивайте средний чек. Старайтесь повысить лояльность клиента при взаимодействии с ним, предлагайте сопутствующие продукты, скидки, бонусы.
  5. Лучше анализируйте. Грамотная аналитика дает возможность получать много полезной информации, которую можно использовать для развития компании.
  6. Будьте последовательны. Звенья рекламы, которые проходит пользователь, должны соответствовать его запросу и вести на страницу с нужным продуктом
  7. Используйте все эффективные рекламные каналы. Не стоит сосредотачиваться на одном источнике трафика и игнорировать остальные. Важно найти и развивать все эффективные каналы.

Ответы на вопросы

Коэффициент показывает, насколько окупаются вложения в бизнес, проект, продукт или рекламу. Зная этот показатель, можно грамотно перераспределять бюджет или корректировать маркетинговую стратегию.

Этот показатель актуален везде, где есть точные данные о прибыли и расходах: реклама, продвижение в интернете, новый продукт, филиал компании и т. д.

Все варианты оценки результатов работы бизнеса могут быть эффективными, но удобнее, точнее и быстрее всего считается метод сквозной аналитики. Он доступен всем пользователям, позволяет анализировать нужные данные и формировать понятные отчеты.

Коэффициент окупаемости вложений считают перед принятием управленческих решений. Расчет должен предшествовать, например, решению закупать сырье или оборудование, развивать рекламный канал или отказываться от него.

Показатель помогает оценить пользу от инвестиций в маркетинг и правильно определить дальнейшую стратегию.

  • Прямые мгновенные онлайн-продажи.
  • Отделы маркетинга, сбыта. В данном случае ROI может выступать как KPI отдела или каждого специалиста.
  • Программы повышения продаж, программы лояльности, которые реализуются с применением маркетинга.

Отрицательный коэффициент означает, что средства не окупаются, а компания в текущий момент работает в убыток.

Заключение

Коэффициент возврата инвестиций – не единственный, но важный показатель, необходимый, чтобы оценить работу компании. Считать его необходимо, чтобы понимать, окупаются ли вложенные средства, поскольку не всегда это заметно без детальных вычислений. Зная ROI, можно откорректировать маркетинговую стратегию, повысить прибыльность, эффективность проводимых мероприятий.

Источник https://bankiros.ru/wiki/term/kak-zarabotat-na-investiciah

Источник https://vse-dengy.ru/realnaya-dohodnost-investitsiy.html

Источник https://neiros.ru/blog/analytics/chto-takoe-roi-i-kogda-ego-nuzhno-schitat/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: